Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ


  Материалы для разметки дорог

   Разметка проезжей части стала необходимым и привычным элементом дизайна автомобильных дорог. Являясь важным средством организации, упорядочения движения транспортных потоков, она позволяет без больших финансовых затрат увеличить скорость движения автомобилей и пропускную способность дороги, а также более чем на 20% уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Вид нанесенной разметки, т. е. местоположение, формы и размеры линий, фигур и надписей, а также цвет разметки устанавливаются ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная», ВСН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог» и ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования». Наиболее часто применяется разметка белого или желтого цвета, но в специальных случаях она может иметь и другой цвет. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Функциональная долговечность временной разметки ограничивается продолжительностью дорожно-строительных работ или других событий, потребовавших ее введения. (В соответствии с ГОСТ Р 51256-99 временная разметка должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение.) Эффективность работы разметки определяется ее хорошей видимостью в любое время суток, в любую погоду независимо от времени года и обеспечением необходимого сцепления с колесом автомобиля, т. е. состоянием разметки в течение всего срока функционирования, который, по зарубежным стандартам, должен быть не менее одного года. Состояние разметки, ее долговечность определяются как свойствами материала, из которого она выполнена, так и условиями эксплуатации: интенсивностью движения, шириной проезжей части, наличием искривлений и разворотов на автодороге, назначением линий разметки (т. е. положением линий или рисунков разметки), а также климатическими условиями. В настоящее время в России нет научно обоснованного нормативного документа, устанавливающего связь между условиями эксплуатации маркировочного материала и его качеством. Эти нормы есть в австрийском стандарте ONORM B 2440 «Разметки дорожных покрытий. Требования к материалу и его нанесению», в котором нормируется деление материалов на четыре класса в зависимости от группы их применения, связанной с назначением линий разметки и интенсивностью изнашиваемости. Для определения группы применения уровень воздействия каждого из указанных выше факторов, оказывающих влияние на износ разметки, оценивается определенным количеством баллов. Например, воздействие cреднесуточной интенсивности движения разделяется на три уровня: - менее 5000 авт/сут. - 1 балл; - от 5000 до 10 000 авт/сут. - 2 балла; - более 10 000 авт/сут. - 3 балла. Ширина проезжей части до 6 м и ширина полосы движения до 3 м - 3 балла; соответственно, то же от 6 до 7,5 м и от 3 до 3,5 м - 1 балл; выше 7,5 и 3,5 м - 0 баллов. Краевые линии - 0 баллов, разметка мест парковки - 2 балла, разметка в секторе разворотов на пересечениях дорог - 3 балла, на искривлениях радиусом до 70 м и осевых линиях - 4 балла. Линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется непостоянно - 5 баллов, постоянно - 10 баллов и т. д. Суммируя баллы, получают 4 группы применения разметки: 1-я группа (наименьшая эксплуатационная нагрузка) - 1-4 балла, 2-я группа - 5-8 баллов, 3-я группа - 9-12 баллов, 4-я группа (наибольшая эксплуатационная нагрузка) - более 12 баллов. Каждой группе должен соответствовать материал, обладающий оптимальными свойствами, обеспечивающими долговечность нанесенной разметки в течение определенного срока (т. е. относящийся к определенному классу). При этом устанавливается четыре класса для сроков функционирования разметки от 12 до 48 мес. Эти идеи заслуживают внимания и могут быть использованы в отечественной нормативно-технической документации. Для набора статистических данных по изнашиваемости материалов с целью определения их класса проводятся испытания на стендовом оборудовании, моделирующем условия эксплуатации материалов на дороге. В качестве примера можно назвать кольцевой стенд СоюздорНИИ. По результатам, полученным при стендовых испытаниях, как будет показано ниже, рассчитывают долговечность разметки на автодороге. Поэтому необходимо, чтобы эти испытания были главной составной частью сертификационных испытаний каждого нового маркировочного материала на рынке России. Для разметки применяют различные материалы: специальные устойчивые краски, термопластики, спрей-пластики, термопластичные ленты, холодные пластики, а в отдельных специальных случаях - керамическую и клинкерную брусчатку, фарфоровую крошку, штучные формы из белого полимеро- или цементобетона, цветного асфальтобетона, разметочные блоки и плиты, металлические кнопки и другие материалы. Однако наибольшую долю в общем объеме применяемых для этой цели материалов составляют краски и термопластики. Маркировочные материалы различаются не только по химическому составу, но также по технологиии нанесения и продолжительности службы разметки. Но именно химический состав определяет как технологию нанесения, так и долговечность разметки. Как правило, маркировочный материал - сложная система, содержащая от 4 до 6 и более компонентов, в числе которых - пигмент, наполнители, полимеры, пластификаторы, специальные добавки, растворители. Каждый из компонентов играет свою важную роль, но самым главным из них, определяющим устойчивость, прочность структуры и, в конечном счете, долговечность разметки, является полимер-связующее. Современные маркировочные материалы являются высоконаполненными системами. По европейскому стандарту нормативом показателя «остаток сухого вещества» является величина не менее 75% для красок и не менее 97% для пластиков. Причем эти нормативы устанавливаются в разделе «Экологические требования», ограничивая выброс растворителей и других легколетучих органических веществ в атмосферу и одновременно решая вопросы качества материалов. По технологии нанесения маркировочные материалы можно разделить на два класса. Это материалы, которые используют для нанесения дорожной разметки в холодном состоянии при температуре окружающего воздуха. К ним относятся краски и эмали на органических растворителях, водно-дисперсионные краски, холодные пластики. К числу материалов, которые наносят на покрытие автодороги горячим способом (используя расплавы, нагретые до температуры 180-220 °С), относятся термопластики, спрей-пластики, а также термопластичные ленты, приклеиваемые к асфальту с помощью газовой горелки. Температура воздуха и покрытия при нанесении разметки этими материалами должна быть в интервале 5-35 °С. Краски и эмали применяют для вертикальной и горизонтальной разметки. В зависимости от состава и эксплуатационной нагрузки они могут обеспечить срок службы горизонтальной разметки от одного сезона до одного года. Большим преимуществом красок и эмалей является удобная и безопасная технология применения. Холодные пластики используют для нанесения разметки в местах наибольшего износа (например, на пешеходных переходах). Они обеспечивают срок службы в течение 2-х и более лет. Для повышения сроков службы разметки на автодорогах с высокой интенсивностью движения применяют материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки по горячей технологии. Краски для разметки дорог на органических растворителях (новые разработки) До конца 1990-х гг. эмаль ЭП-5155 была практически единственной отечественной эмалью для разметки дорог. Ее серийно выпускали три лакокрасочных завода - Загорский, Ярославский и Котовский. Острый дефицит разметочных красок в различных регионах России покрывался за счет использования красок и эмалей иного назначения. Однако большая часть используемых материалов представляла собой дорогие импортные краски. И сегодня дорожники используют эмаль ЭП-5155 для нанесения временной разметки. Она обладает необходимым комплексом технологических и светотехнических характеристик, делающих ее пригодной для применения в качестве разметочного материала. Основные недостатки эмали - высокое (до 60%) содержание растворителей и использование в ее рецептуре полимеров, не обеспечивающих эмали необходимой светостойкости и прочности, что обуславливает ее быстрое истирание в процессе эксплуатации разметки. Наличие большого количества растворителей - еще один немаловажный минус, если учесть высокие требования по экологической безопасности, которые предъявляются к лакокрасочным материалам в последнее время. С целью создания отечественной краски для разметки дорог, не уступающей по качеству импортным материалам, СоюздорНИИ был проведен анализ зарубежных стандартов (EN 1436, B 2440, TT-P-115F) на маркировочные материалы, изучены публикации о них, что позволило сформулировать требования к показателям качества красок для разметки дорог с учетом условий эксплуатации их в России (см. табл. 1). Были также проведены исследования различных отечественных красок, в т. ч. ЭП-5155, НП-501, НП-520, КО-174, НЦ-132 и др., в которых в качестве связующих используются эпоксидная и нефтеполимерная смолы, нитроцеллюлоза, кремнийорганические и другие полимеры. Однако ни одна из них не удовлетворяла предъявленным требованиям. Среди исследованных отечественных красок только в одной из них - НП-520 - содержание нелетучих веществ было более 70%. В остальных красках и эмалях их было не более 40%, т. е. они обладали теми же недостатками, что и эмаль ЭП-5155. Да и эмаль НП-520, несмотря на высокое содержание нелетучих веществ, имела низкую вязкость (20 с по ВЗ-4) и оказалась седиментационно-неустойчивой и недостаточно износостойкой. Поэтому СоюздорНИИ совместно с АООТ «Лакокраска» (г. Нижний Новгород) разработали новую отечественную краску для разметки дорог, не уступающую по качеству зарубежным краскам. В основе концепции новой краски - использование в качестве связующих акриловых сополимеров отечественного производства при минимальном содержании органических растворителей. Поскольку самым важным обобщающим показателем качества материалов для разметки дорог является срок их службы, были проведены исследования влияния акриловых полимеров отечественного производства на износостойкость краски. Существующий метод испытания износостойкости лакокрасочных покрытий по ГОСТ 20811-75 не соответствует условиям эксплуатации разметки и не коррелирует с реальными сроками ее службы. Поэтому для оценки износостойкости краски в СоюздорНИИ был изготовлен лабораторный стенд, что позволило разработать методику, моделирующую условия эксплуатации разметки на дороге. Изнашивание краски производится обрезиненными колесами подвижной колесной пары в присутствии абразива (люберецкого песка фракции 0-0,63 мм) и воды под нагрузкой 2 кгс/см2. Краску наносят на металлические пластинки, высушивают до постоянной массы, укрепляют на стенде и испытывают в течение 1 часа. Износ на истираемой площади оценивают путем взвешивания пластинок до испытания и после него. Рис. 1 показывает, что введение акриловых полимеров уменьшает износ краски в 2-10 раз, при этом вязкость остается в пределах рабочих значений 40-80 с. Кроме того, краска приобретает яркий белый цвет, а ее седиментационная устойчивость значительно повышается. Образец из опытной партии краски, изготовленной в заводских условиях АООТ «Лакокраска» (г. Нижний Новгород) в июне 1996 г. и названной «Краска водостойкая маркировочная дорожная» (ВМД) (ТУ 2312.017-0393797-97) хранился в лаборатории в течение 28 месяцев практически без расслоения и изменения качества. Его использовали в качестве эталона при испытаниях износостойкости. В сентябре того же года краской ВМД была нанесена разметка на автодороге 1-й категории Нижний Новгород-Москва для сравнения с польской краской «Нобипас». Через 7 месяцев эксплуатации (сентябрь 1996 г. - апрель 1997 г.) сохранность разметки, выполненной краской ВМД, составляла 70-80%, тогда как разметка, сделанная краской «Нобипас», сохранилась только на 30%. Полученный состав краски для разметки дорог защищен патентом № 2109786 Российской Федерации. Технические характеристики краски ВМД полностью соответствуют современным требованиям. Для оценки уровня качества краски ВМД в октябре 1997 г. во время проведения конкурса ГУП «Доринвест» она вместе с другими отечественными и зарубежными красками для разметки дорог была нанесена при температуре 7-8 °С поперечными линиями на Волгоградском проспекте в г. Москве. Одновременно те же краски были нанесены на покрытие кольцевого стенда СоюздорНИИ. Нанесение разметки и наблюдения за ее испытанием проводились в присутствии представителей фирм, участвующих в конкурсе. Кольцевой стенд СоюздорНИИ, предназначенный для испытания моделей дорожных одежд и покрытий многократным воздействием подвижной колесной нагрузки, имеет диаметр кольцевой дорожки 13 м, ширину асфальтобетонного кольца 1,5 м; нагрузка на спаренное колесо составляет 30 кН (3 т), скорость движения колеса 8-60 км/ч. Жидкую краску слоем толщиной 500-600 мкм по трафарету размером 20і70 см наносили на асфальтобетонную дорожку стенда поперек движения колеса. Определяли время высыхания краски, после чего испытывали ее в течение 15 мин. на износ в присутствии абразива (песка) и воды под действием колес, движущихся со скоростью 30 км/ч. Износ разметки оценивали визуально по степени обнажения асфальтобетонной поверхности на колее движения колес (в %), фотографировали и вновь испытывали, пока износ тестовых полосок не составил 90-100%. В зависимости от времени испытания рассчитывали число проходов колеса до износа тестовых полосок и определяли количество проходов, необходимое для износа 1 мкм толщины слоя. Результаты стендовых испытаний, проводившихся в октябре-декабре 1997 г., представлены на рис. 2 (см. с. 120). Рисунок наглядно показывает, что краска ВМД обладает самым высоким уровнем износостойкости (10 проходов на 1 мкм). По совокупности технологических характеристик (см. табл. 2) и износостойкости она получила на конкурсе высший балл. Параллельные испытания разметки на Волгоградском проспекте в г. Москве и на кольцевом стенде СоюздорНИИ позволили определить переходный коэффициент от результатов по износостойкости на кольцевом стенде к данным, полученным на автомобильной дороге с конкретной интенсивностью движения транспортных средств (см. табл. 3). Срок службы разметки Т (мес.) рассчитывался по эмпирической формуле T= a•I•H , 30•N где a - переходный коэффициент (a=450); I - износ на стенде, прох/мкм; H - толщина слоя, мкм; N - интенсивность движения, авт/сут. При интенсивности движения 6000 авт/сут. и толщине жидкого слоя краски 300 мкм срок службы разметки, выполненной краской ВМД, составляет 7 мес., что подтвердили результаты испытаний краски на автомобильной дороге Нижний Новгород-Москва. Седиментационно-устойчивая структура краски ВМД с плотностью более 1,7 г/см3, количеством нелетучих веществ более 80%, малым содержанием экологически опасных растворителей образует при нанесении разметки ровную, без разбрызгивания и растекания, плотную пленку, весьма устойчивую в эксплуатации. Рабочая вязкость краски ВМД, составляющая 72 с, позволяет использовать ее без дополнительных приспособлений на любых отечественных и зарубежных маркировочных машинах (в т. ч. с добавлением световозвращающих стеклянных микрошариков). Время высыхания краски, не превышающее 10 мин. при толщине жидкого слоя 300-400 мкм, позволяет наносить краску на проезжую часть дороги, не перекрывая движения автомобильного транспорта. ВМД можно хранить при температуре от -40 до +50 °С; пленка краски выдерживает 25 сут. замораживания и оттаивания без снижения износостойкости, что позволяет использовать ее в любых дорожно-климатических зонах России. Для улучшения видимости разметки в ночное время внутрь краски непосредственно перед применением можно вводить (при постоянном перемешивании) световозвращающие стеклянные микрошарики (СМШ) размером 70-160 мкм, а также наносить их на поверхность свеженанесенной разметки. Краску ВМД можно наносить как до начала эксплуатации асфальтобетонного покрытия, так и после открытия по нему движения транспортных средств. Массовое производство краски ВМД началось с 1998 г. Разработка требований к маркировочным материалам и серийный выпуск краски ВМД дали определенный толчок к созданию и запуску в производство новых российских красок для разметки дорог на органических растворителях. В 1999-2001 гг. в СоюздорНИИ на испытания были представлены краски из разных регионов России, обладающие высокими технологическими и эксплуатационными характеристиками. В табл. 4 представлены фирмы, выпускающие эти краски, а также марки, номер технических условий и основные технологические параметры красок. Как видно из данных таблицы, при небольших различиях в свойствах это материалы одного высокого качественного уровня. Массовый выпуск этих материалов ожидается в ближайшем будущем. Расширение рынка материалов будет содействовать дальнейшему росту их качества, сделает эти материалы более дешевыми и доступными. Некоторые из новых красок, например, «Арктика», «Спектрлайн» и «Техноколор» были участниками контрольно-полевых испытаний на автомагистралях Россия, Волга и Крым, организованных Росавтодором в 2000 г. Показанное ими на испытаниях качество не уступает уровню участвовавших в конкурсе зарубежных красок из Австрии, Германии, Франции, Финляндии, Чехии. Водно-дисперсионные краски для разметки дорог Важным преимуществом водно-дисперсионных красок для разметки дорог по сравнению с красками на органических растворителях является экологическая безопасность. Однако низкая эксплуатационная долговечность и длительное высыхание не удовлетворяют требованиям дорожно-эксплуатационной службы и не способствуют их широкому распространению. Улучшение этих характеристик поставило бы водно-дисперсионные краски вне конкуренции. В последние годы появились водно-дисперсионные материалы, удовлетворяющие требованиям дорожно-эксплуатационной службы для 1-й группы применения. В табл. 5 приводится перечень этих материалов и их основные технологические характеристики. Следует помнить: поскольку растворителем этих красок является вода, хранить их необходимо при температуре не ниже 0 °С. Холодный пластик для разметки дорог Горизонтальная разметка, нанесенная красками - даже теми, которые обладают высокой износостойкостью, - в климатических условиях России служит не более года. Для повышения износостойкости до 2 и более лет при холодном способе нанесения разметки используют холодный пластик. Это двухкомпонентная система, в которой вторым компонентом является отвердитель, поставляемый отдельно. Он вводится в композицию непосредственно перед нанесением разметки. Для нанесения разметки холодным пластиком необходимо оснащать маркировочные машины специальным узлом для смешивания композиции пластика с отвердителем и тщательно следить за тем, чтобы в нем не оставалось этой смеси. Чтобы избежать этого, часто ограничиваются теми видами работ, которые производятся вручную, например, нанесением стрелок или пешеходных переходов по трафарету мастерком, валиком либо волочильным ящиком - пластомаркером. До последнего времени в России не было производства холодных пластиков. Но недавно ООО «Эльф-2000» разработало и организовало производство холодного пластика для разметки дорог «Максидур» (ТУ 5772-003-45022134-97), который изготавливается на основе холодного пластика «Дегароуд» фирмы «Дегусса» (Германия) с использованием отечественных и зарубежных компонентов. Он представляет собой дисперсию пигментов и наполнителей в метакриловой смоле с использованием в качестве отвердителя дибензоилпероксида в виде 50% порошка или пасты; обладает высокой атмосферостойкостью, долговечностью, стойкостью к истиранию, адгезионной прочностью. Основные качественные характеристики «Максидура»: цвет - белый, плотность - 1,85 г/см3, белизна - не менее 85%, время отверждения - не более 30 мин., расход материала при толщине покрытия 2-2,5 мм - 3,5-4 кг/м2, срок хранения - не менее 1 года в упаковке изготовителя (герметично закрытых металлических ведрах до 25 кг) в сухом, защищенном от света месте при температуре не ниже 5 °С. Условия нанесения разметки: температура окружающей среды - 5-40 °С, относительная влажность воздуха - до 85%. Для повышения видимости разметки в ночное время, дождливую и пасмурную погоду используют стеклянные микрошарики в количестве 200 г/м2. Наряду с красками широкое распространение для разметки дорог получили термопластичные материалы. Их преимущество перед красками состоит в том, что толщина наносимого слоя увеличивается до 1,5-4,0 см, и поэтому срок службы разметки продлевается до нескольких лет. Правда, при этом и стоимость работ по разметке увеличивается в 3-4 раза. Поэтому термопластичные материалы используют только в местах с очень высокой интенсивностью изнашивания, где применение красок было бы нецелесообразным, например, на дорогах с интенсивностью движения свыше 10 000 авт/сут. в крупных городах и на федеральных автомагистралях. Преимущество этих материалов перед холодными пластиками состоит в полностью механизированном способе нанесения. Однако при работе с ними необходимо уделять большое внимание безупречной работе термометров, контролирующих температуру в котлах разметочных машин, т. к. превышение температуры сверх допустимой приводит к термодеструкции полимера и ухудшению качества термопластика. Недавно в России появился ряд новых отечественных предприятий, выпускающих термопластики хорошего качества: ГУДП «Технопласт» (термопластик с тем же названием, а также «Тестуры» М-1 и М-2), фирмы «Русские дорожные материалы» (термопластик ТПК), «Меготекс» (термопластики «Мегопласт») и др. В табл. 6 представлены результаты сравнительных лабораторных испытаний этих термопластиков в сопоставлении с рядом зарубежных материалов. Как видно из этой таблицы, по таким свойствам термопластиков как «текучесть», «растекаемость», «плотность», «время твердения», «коэффициент яркости» и даже «истираемость» существенной разницы между отечественными и зарубежными термопластиками нет. Однако по таким свойствам как «водопоглощение», «температура размягчения» и «адгезия на сдвиг» имеется существенное различие. Водопоглощение зарубежных термопластиков составляет тысячные доли процентов, тогда как отечественных - десятые доли процентов. Температура размягчения зарубежных термопластиков свыше 90 °С, отечественных - 80-90 °С. Адгезия на сдвиг у зарубежных термопластиков составляет 40-48 кг/см2, у отечественных - 62-88 кг/см2. Сочетание более высоких величин водопоглощения и адгезии с более низкой температурой размягчения, вероятно, и приводит к тому, что даже при низкой способности к истиранию (табл. 6 столбец 11) срок службы отечественных материалов меньше, чем у зарубежных термопластиков «Клиносол» (Швеция), «Нордскилт» (Норвегия) и «Синожет-Севр» (Франция), что подтвердили контрольно-полевые испытания разметочных материалов в 2000-2001 гг. Особого внимания заслуживает зависимость между показателями «блеск» (столбец 8) и «коэффициент сцепления» (столбец 9). При величине блеска менее или равной 14% коэффициент сцепления больше 0,3, т.е. соответствует нормативным требованиям. При величине блеска равной и свыше 17% коэффициент сцепления меньше 0,3. Это необходимо учитывать при производстве термопластиков. Испытания красок и пластиков для разметки дорог на кольцевом стенде СоюздорНИИ и автодорогах в разных климатических условиях и в разные времена года показали, что износостойкость этих материалов резко уменьшается при эксплуатации в условиях зимы, причем особенно сильное понижение происходит при колебаниях от положительных температур к отрицательным и наоборот. В табл. 7 и 8 представлены результаты сравнения износостойкости красок и термопластиков для разметки дорог, полученные во время стендовых испытаний в летний и осенне-зимний периоды. Данные таблиц показывают, что износостойкость летом выше (у красок - в 2-18 раз, у пластиков - в 10-25 раз), чем в осенне-зимний период, хотя условия испытаний (использование влажного абразива и нагрузка) были одинаковыми. Следовательно, снижение износостойкости разметки зимой обусловлено главным образом низкими температурами, а также резкими переходами от положительных к отрицательным температурам и наоборот. Износостойкость обуславливается рядом факторов: 1) структурно-реологическими и деформативными свойствами разметочного материала; 2) деформативными свойствами асфальтобетонного покрытия; 3) взаимодействием разметочного материала с материалом покрытия автодороги (адгезией к покрытию); 4) влиянием климатических условий, особенно воздействием переменных температур (от положительных к отрицательным и наоборот); 5) присутствием замерзающей и оттаивающей в порах материалов воды; 6) величиной эксплуатационной нагрузки. Поскольку 2-й, 4-й и 6-й факторы при испытаниях были одинаковыми, полученные результаты, по-видимому, можно объяснить влиянием 1-го, 3-го и 5-го факторов. Коэффициенты температурного расширения и сжатия (деформативные свойства) разметочных материалов, как и их износостойкость, определяются, главным образом, влиянием полимера-связующего в рецептуре материала, тогда как для асфальтобетона они зависят, в основном, от наполнителя. Поэтому деформативные свойства этих материалов всегда будут разными. Очень прочное сцепление (высокая адгезия) между материалом разметки и дорожным покрытием в условиях температурных колебаний из-за разницы в деформативных свойствах приводит к трещинам, нарушению сплошности и разрушению разметки. Раньше считали, что чем выше адгезия разметочного материала к покрытию автодороги, тем долговечнее разметка. Поэтому отечественные производители стремились увеличить адгезию и достигли успехов. Однако сравнительные эксплуатационные испытания отечественных и зарубежных разметочных материалов показывают, что, например, «Клиносол» и «Синожет-Севр», адгезия которых к асфальтобетону в 2 раза меньше, более долговечны в эксплуатации, чем отечественные термопластики. Следовательно, в условиях температурных деформаций адгезия должна позволять материалам скользить относительно друг друга без нарушения их сплошности, а адгезионные связи должны сравнительно легко разрушаться и вновь образовываться на новом месте. Таким образом, решение проблемы повышения износостойкости разметки зависит от возможности создать оптимальные условия для совместной работы разметки и покрытия автодороги. Это в равной мере относится ко всем разметочным материалам - холодным пластикам, лентам и т. д. Однако тем самым не снимается проблема повышения качества самих материалов, улучшения их структуры с учетом того, что на огромной территории России существует несколько климатических зон и дороги с разной эксплуатационной нагрузкой. Проведенные исследования позволили уточнить требования к показателям качества термопластиков для разметки дорог (см. табл. 9), разработанные с учетом требований ГОСТ Р 51256-99 и eвропейского стандарта EN 1436. С точки зрения человека, сидящего за рулем автомобиля, самое главное свойство разметки - ее хорошая видимость и при ярком свете, и темной ночью, и под проливным дождем, и в пасмурную погоду, и при свете солнца, и при свете фар. Благодаря этому ее свойству удается сократить количество дорожно-транспортных происшествий в ночное время на 30%. Хорошая видимость достигается использованием в разметке светоотражающих стеклянных микрошариков (СМШ). СМШ не применяются самостоятельно в качестве разметочного материала, а только в сочетании с ним для повышения видимости разметки, особенно в ночное время, дождливую и пасмурную погоду. Светоотражающее свойство СМШ основано на способности стеклянных микрошариков, которые находятся на поверхности материала разметки, преломлять свет, идущий от фар автомобиля, и отражать его под другим углом так, чтобы он попадал в глаза водителю. Для достижения наибольшего эффекта стеклянные микрошарики должны быть абсолютно прозрачными и (в идеальном случае) не содержать пузырьков газа. Существует три способа нанесения СМШ: введением внутрь маркировочного материала в количестве 10-20%, посыпанием поверх свеженанесенной разметки в количестве 200-300 г/м2 или сочетанием этих двух способов одновременно. Чтобы свет фар, преломленный шариком и отраженный от его внутренней поверхности, попал в наибольшем объеме в глаза водителю, шарик должен возвышаться над поверхностью разметки наполовину, а его поверхность должна быть свободна от маркировочного материала. В этом случае он тоже достаточно хорошо удерживается материалом разметки. Но если шарик выступает из слоя разметки более, чем наполовину, он легко будет сбит колесом автомобиля. А если шарик погружен в слой материала разметки более, чем наполовину, объем отраженного света уменьшается. Толщина высохшего слоя краски в разметке составляет 150-300 мкм. Размер шариков должен быть соизмерим с этой величиной, поскольку для эффективного и длительного их действия шарики должны лежать хотя бы в два слоя. Исследованиями СоюздорНИИ установлено, что для краски наилучшими - и в отношении долговечности разметки, и в отношении световозвращения - являются СМШ размером 70-160 мкм. Холодные пластики, термопластичные материалы наносят обычно слоем 2-4 мм. Для них можно использовать шарики размером до 1 мм. В дождливую погоду, когда шарик покрыт пленкой воды, условия более благоприятны для световозвращения большими шариками. Подбирая гранулометрию используемых шариков, необходимо учитывать все эти факторы. Погружение СМШ в материал разметки обеспечивается их большей по сравнению с материалом плотностью, необходимые светотехнические характеристики - показателем преломления используемого стекла. Чтобы прочно удерживаться в материале разметки, СМШ должны обладать хорошим сцеплением с ним. Для этого поверхность шариков обрабатывают специальными составами для придания им гидрофобных свойств. Технические требования к микростеклошарикам и фирмы-производители и поставщики СМШ представлены в табл. 10 и 11. Качество и дизайн разметки, а также правильность ее нанесения обеспечивают маркировочные машины. Современные маркировочные машины, кроме основных технологических узлов, должны иметь приборы автоматического контроля температуры в емкости для разогрева термопластиков, устройства автоматического регулирования размеров наносимых линий, распыления стеклянных шариков; создавать необходимое давление для нанесения высоковязких красок; иметь набор форсунок для их распыления. Необходимы также ручные маркировщики для работы с небольшими объемами материалов и машины для работы с новыми типами материалов. Специальные машины нужны для работы с двухкомпонентным холодным пластиком. В зарубежных исследовательских центрах системы разметки постоянно совершенствуются. Разрабатываются новые материалы и технологии их нанесения на дорогу c целью увеличения видимости разметки и прочности ее сцепления с колесом автомобиля в самых сложных погодных условиях. Одновременно для этих технологий разрабатываются машины. Многие зарубежные фирмы выпускают машины и материалы в комплексе. В табл. 12 перечислены фирмы-производители и марки машин, которые известны на российском рынке в течение последних 5 лет. *** В обзоре представлены практически все российские маркировочные материалы. Ассортимент их пока еще невелик и не может полностью удовлетворить потребностям дорожно-эксплуатационной службы страны. Однако на отечественный рынок поступает большое количество материалов из Западной Европы, Азии, стран СНГ. Фирмы, которые их предлагают, являются либо известными производителями лакокрасочных материалов, либо специализированными фирмами, выпускающими различные виды маркировочных материалов (а часто и оборудование для их нанесения), либо сами ведут работы по разметке автодорог, либо имеют исследовательские центры для совершенствования материалов и технологии разметки. В табл. 13 представлены производители и поставщики и предлагаемые ими материалы, ранее не упоминавшиеся в обзоре. Н. З. Костова, кандидат химических наук, заведующая лабораторией химических исследований лакокрасочных материалов и полимерных композиций, В. М. Юмашев, академик Академии транспорта, профессор, генеральный директор ФГУП «СоюздорНИИ» Mарка краски, Плотность, Содержание нелетучих Условная вязкость страна-производитель г/см3 веществ (ГОСТ 17537-72), % (ГОСТ 8420-74), с ВМД, Россия 1,71 83,2 72 «Супердор», Россия 1,55 77,0 88 ЭП-5155, Россия 1,11 41,0 69 «Кадр», Россия 1,31 71,3 27 «Руслафпласт», Россия 1,28 63,7 32 «Унидор», Россия 1,19 63,0 26 НП-520, Россия 1,72 78,5 58 «Нитролюкс», Россия 1,06 59,1 117 АК-5124, Россия 1,34 60,0 56 «Штоллрефлекс Д-1163», Австрия 1,52 78,4 240 «Штоллрефлекс Д-1072», Австрия 1,60 79,8 134 «Сигнокри», Словения 1,50 78,8 192 MF-11, Германия 1,44 79,3 49 «Нобипас», Польша 1,40 63,7 47 «Сигнохел», Словения 1,49 72,9 70 «Сико 618-111», Канада 1,50 74,3 92 «Сваркопейнт К-819», Австрия 1,46 72,9 94 «Меркалин», Швеция 1,40 76,0 77 «Веронил», Словения 1,44 69,8 51 «Технороуд-250», Финляндия 1,49 67,4 92 «Темароуд», Финляндия 1,60 77,4 110 «Полисан», Турция 1,33 74,5 58 АК-504, Россия 1,52 77,5 121 ЭП-5327, Россия 1,60 74,9 123 «Просин», Франция 1,51 71,9 84 «Дюфа», Германия 1,52 78,5 53 «Сваркорейнт К-911», Австрия 1,53 62,3 119 Марка краски Износ на стенде, Срок службы разметки, мес., прох/мкм при интенсивности движения, авт/сут. 1000 3000 6000 10 000 20 000 ВМД 10 44 15 7 4 2 «Штоллрефлекс Д1163» 9 43 14 7 4 2 «Штоллрефлекс Д1072» 8 35 12 6 3 2 «Сигнокри» 8 35 12 6 3 2 «Кадр» 4 19 6 3 2 1 «Руслафпласт» 4 19 6 3 2 1 «Сваркопейнт К-819» 3 13 4 2 1 1 «Полисан» 2 8 3 1 1 0,4 Завод-изготовитель 1 АООТ «Лакокраска», г.Нижний Новгород ЗАО «Загорский лакокрасочный завод», г.Сергиев Посад, Московская обл. ОАО «Дарус», г. Ростов-на-Дону ЗАО «Завод лакокрасочных материалов "Квил"», г.Белгород ЗАО «Подольский завод строй- материалов», Московская обл. ОАО «Одилак», г. Одинцово, Московская обл. ООО «Виктория» ООО «Союз Ltd», г. Казань ГУДП «Технопласт», г. Дзержинский, Московская обл. ООО «Меготекс», г. Москва ОАО «Криз», г. Калининск Саратовская обл. ОАО «Акваколор», г. Екатеринбург ЗАО «Композит», г. Рязань ОАО «Лакокраска», с.Оболдино, Московская обл. ООО «Пигмент», г. С.-Петербург ОАО «Силан», г. Данков, Липецкая обл. Марка краски, номер ТУ 2 ВМД, ТУ 2312.017-01393697-97 ЭП-5327, ТУ 3212-026-05015319-99 АК-505, ТУ 2313-010-49792662-99 Краска акриловая для разметки дорог, ТУ 2313-017-45822449-99 «Дорстрой-сервис», ТУ 23131-003-04002214-98 АК-591, ТУ 6-27-18-302-2000 АК-5328 «Викдор», ТУ 2313-001-22214670-2000 КО-525 автодорожная, ТУ 2312-002-12975793-98 «Техноколор», ТУ 2316-020-07509505-2000 «Спектрлайн К-911» «Спектрлайн» К-920» «Арктика» «Бестер» Краска для разметки дорог ДМ-АК-521, ТУ 2316-001-02953342-2001. «Магистраль»,ТУ 2312-156-4695478-01 Дорожная разметочная эмаль Д-1, ТУ 2332-027-05808020-01 Марка краски, фирма, страна Краска для дорожной разметки «Перекресток», ООО «Корк-С», Россия Быстровысыхающая водно-дисперсионная краска для разметки дорог, фирма «Экохим» (по лицензионной американской технологии), г. Шебекино, Россия Быстровысыхающая краска для разметки дорог «Текнороуд-320», АО «Текнос-Винтер», Финляндия Быстровысыхающая краска Fonteroad AQ, компания Tikkurila, Финляндия «Пластирут UWS», фирма «Пластирут», Швейцария Марка Теку- Растека- Плот- Водо- Темп. Время Коэфф. Блеск, Коэфф. Адгезия Истирае- термопластика честь, емость, ность, погл., размягче тверде- яркости, % сцепле- на сдвиг, мость, г/сек. мм г/см3 % -ния, °С ния, мин. % ния кг/см2 г/час 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Норма по ГОСТ н/б н/м н/м Р 51256-99 20 60 0,3 «Клиносол», Швеция 6,6 6,2 2,0 0,008 91,2 7 64 22 0,28 41,7 0,11 «Ф. Еннис»,США 5,0 7,1 1,96 0,007 115,0 8 61 9 0,33 48,4 0,25 «Норскилт», Норвегия 4,1 7,0 1,97 0,005 95,4 8 62 14 0,32 43,0 0,24 «Синожет-Севр», Франция 2,4 7,6 2,1 0,009 107,0 7 63 7 0,40 40,1 0,11 «Технопласт», Россия 6,6 8,0 2,06 0,21 80,5 4 63 18 0,27 84,7 0,10 «Мегопласт-1»,Россия 5,2 7,0 2,09 0,14 90,1 5 57 20 0,27 76,4 0,17 «Мегопласт-2», Россия 3,5 7,1 2,03 0,23 82,6 7 62 17 0,25 88,5 0,31 «ТПК», Россия 5,4 8,6 2,05 0,09 88,2 10 63 8 0,39 62,4 0,25 Марка краски, Число проходов колеса для износа 1 мкм толщины страна-производитель слоя краски при температуре 20-22 °С от -2 до +3 °С ВМД, Россия 78 10 ЭП-5155, Россия 53 3 «Нитролюкс», Россия 40 3 «Руслафпласт», Россия 26 4 «Сваркопейнт К-819», Австрия 19 4 «Веронил», Словения 8 3 «Полисан», Турция 6 3 «Темароуд», Финляндия 3 3 Фирма, Износостойкость (число проходов колеса для износа марка пластика 1 мкм толщины слоя) при температуре от -2 до +3 °С 25-30 °С Холодный пластик 18 94 «Штоллрефлекс Д-1249» ГУДП «Технопласт»: Технопласт белый 13 234 Технопласт желтый 11 281 «Тестур М1» 10 100 «Тестур М2» 11 145 Название фирмы, страна Марка материала, характеристика АОЗТ «Русстек», Россия Шарики стеклянные оплавленные марок ШСО-30, ШСО-50, ШСО-125, ШСО-150, ШСО-250 (ТУ 5951-015-00204949-97) ООО «Меготекс», Россия Световозвращающие микрошарики размеров: 100-600 мкм, 100-800 мкм, 400-850 мкм «Плазмас», Россия Размер 200-1200 мкм Комбинат «Ярваканди Техазед», Шарики стеклянные оплавленные. Эстония Фракции: 315-1000 и 1000-1600 мкм Стеклянные микрошарики Balotina; «Потерс Баллотини», дорожные смеси ВМХ-40, ВМХ-60. Великобритания Фракции: 70-110, 100-200, 150-300, 325-430, 430-570, 570-700, 700-850 мкм Светоотражающие стеклянные шарики «Сварко», Австрия «Сваркофлекс» (1-850 мкм), «Сварколюкс» (1-1300 мкм), «Мегалюкс» (600-800 мкм) Sovitec, Бельгия Размер 125-850 мкм Название фирмы ООО «Конти», Россия ЗАО «Профтехника», Россия Федеральный центр двойных технологий «Союз - Техника для разметки дорог», Россия Grako (АО «Спецтехника»), Россия УПП «СТиМ», г. Брест, Беларусь «Хофман», Германия «ВМТ - Маркировочная техника», Германия Borum, Дания Plastirout, Швейцария Название фирмы, страна ООО «Меготекс», Россия ОАО «Криз», Саратовская обл., Россия Объединение «Ярославские краски» УПП «СТиМ», г. Брест, Беларусь ОАО «Лакокраска», г. Лида, Беларусь Рижский лакокрасочный завод, Латвия «Колорлак», «Хемолак», Чехия «Полифарб», Польша «С.А.Р», Франция «Просин», Франция «Хелиос», Словения АО «Текнос-Винтер», Финляндия «Дегусса», Германия ABDRUF, Великобритания «ВОК-Варенхандель», Германия «Лафрентц», Германия «Пластирут», Швейцария «Сварко», Австрия «Клиносол», Швеция Sico, Канада