Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Кабельная промышленность в 2007 г.: тенденции и структура рынка С 3 по 6 марта в КВЦ «Сокольники» проходило одно из центральных событий кабельной отрасли России — 7-я Международная специализированная выставка CABEX ’2008. В рамках выставки был организован круглый стол «Кабели энергетического назначения и телекоммуникационные кабели — оптико-волоконные и медные». На этом мероприятии представителями ассоциации «Электрокабель», объединяющей 90% производителей кабеля в России и СНГ, и ВНИИ кабельной промышленности поделились с участниками некоторыми статистическими данными. Помимо этого, были сделаны и определенные выводы о положении дел на рынке кабельно-проводниковой продукции (КПП). Тенденции мирового кабельного рынка Мы живем в век, когда одной из главных составляющих успеха является связь. Для осуществления связи в промышленном производстве используются провода и кабели. Поэтому по выпуску тех или иных видов КПП можно составить представление о том, как развиваются энергетика, строительная индустрия, машиностроение, транспорт и даже военная техника. Из данных, приведенных в табл. 1 и 2, можно заключить, прежде всего, что на протяжении последних четырех лет алюминий постепенно вытесняет медь в качестве материала для токопроводящих жил. Причиной является, во-первых, двукратный рост цены на медь на сырьевых рынках, а во-вторых, то обстоятельство, что в кабелях связи наружной установки медь заменяют оптическим волокном. Производство волоконно-оптических кабелей подвержено колебания, но в целом кризис начала 2000 гг., связанный с крахом многих телекоммуникационных компаний, преодолен. Относительно стабильным остается спрос на LAN-кабели для систем кабельного телевидения и Интернета. В то же время некоторый спад в производстве низковольтных кабелей и обмоточных проводов свидетельствует о застое на строительном рынке и в машиностроении. При анализе ситуации по отдельным регионам (см. табл. 3 и 4) бросается в глаза устойчивое падение спроса на кабельную продукцию в США на протяжении последних трех лет. Так, потребление кабелей связи наружной установки в 2007 г. сократилось на 10,2%, обмоточных проводов — на 12,9%, низковольтных кабелей и проводов — на 3,4%. Небольшой рост (2,8%) показали лишь силовые кабели. Аналитики объясняют отрицательные американские показатели, с одной стороны, крахом ипотечного кредитования и спадом на строительном рынке, с другой — стремительным развитием беспроводных технологий связи. Последним обстоятельством обусловлено и сокращение азиатских показателей, прежде всего за счет Японии. Положение дел в Японии и США заставляет задуматься о перспективах кабельной отрасли в целом. Сегодня в развивающихся странах включая Россию потребление соответствующей продукции устойчиво растет, что связано с преодолением существующего технологического отставания в этой области. Однако после насыщения рынка может возникнуть ситуация, аналогичная американской. Кабельный рынок России В кабельной промышленности России и стран СНГ наблюдается устойчивая тенденция роста выпуска КПП. По данным ассоциации «Электрокабель», объем производства кабельных изделий в России по применяемому в отрасли обобщающему показателю (весу меди) в минувшем году составил 18,5% по отношению к 2006 г., а в целом по СНГ — 16,9% (см. табл. 5). За пять последних лет (2003– 2007 гг.) объем производства КПП увеличился в 1,7 раза. При этом в минувшем году были достигнуты самые высокие темпы роста. Объем выпуска кабельных изделий в 2007 г. составил более 82% от объема 1990 г. (В момент дефолта в 1998 г. он составлял лишь 21%). Подъем кабельной отрасли напрямую связан с положительной динамикой большинства показателей российской экономики. В первую очередь, это относится к росту инвестиций в основной капитал и объемов строительства (с 113,7% в 2006 г. до 121,1% в 2007 г.). Большое значение имеет также развитие основных отраслей-потребителей КПП: нефте- и газодобычи, энергетики, металлургии, строительства, ЖКХ и телекоммуникационной индустрии. Предприятиями, входящими в состав ассоциации «Электрокабель», в 2007 г. было переработано 332 тыс. т меди и 183 тыс. т алюминия, в т. ч. в России — соответственно 278 и 153 тыс. т. Более 75% остающейся на внутрироссийском рынке меди потребляется кабельной промышленностью. Производством кабельной продукции в России и СНГ занимаются около 80 предприятий. (Для сравнения: в Китае насчитывается 5 тыс. производителей кабеля.) При этом семь ведущих российских компаний обеспечивают более 56% общего объема выпуска. Тройка лидеров включает ОАО «Камкабель» (Пермский край), «Электрокабель. Кольчугинский завод» (Владимирская обл.) и холдинг «Ункомтех» (объединяет ОАО «Иркутсккабель» и «Кирскабель» и принадлежит ОАО «Русал»). Доля каждого из них на рынке составляет около 12–14%. В число ведущих предприятий отрасли входят также ОАО «Севкабель-Холдинг» (г. Санкт-Петербург; объединяет девять кабельных заводов в России, Украине, Приднестровье), ЗАО «Сибкабель» (г. Томск) и «Уралкабель» (оба контролируются Уральской горно-металлургической компанией), ОАО «Сарансккабель» (Республика Мордовия). Присутствие в отрасли большого числа мелких и средних предприятий объясняется довольно простым выходом на рынок. Имея 5–10 млн евро, можно закупить необходимое оборудование (всего четыре линии для волочения, скрутки токопроводящих жил, наложения изоляции и защитных покровов) и выпускать бытовые провода и кабели мелких сечений. У таких производителей есть свой сегмент рынка. Прежде всего, индивидуальные частные застройщики, для которых определяющим является цена продукции, а не ее качество. Однако будущее кабельной отрасли — за крупными компаниями с широким ассортиментом, позволяющим оперативно реагировать на требования рынка. Уже сегодня значительная часть кабельного производства контролируется крупными металлургическими холдингами (ОАО «Русал», УГМК, «СУАЛ»). Как отмечалось выше, 75% потребляемой внутри страны меди идет именно на производство кабеля и проводов. Поэтому желание поставщиков цветных металлов продлить цепочку передела и увеличить добавочную стоимость своей продукции выглядит вполне закономерно. Процессы укрупнения и консолидации набирают силу и внутри отрасли. В минувшем году два ведущих производителя кабеля — ОАО «Электрокабель» и «Камкабель» — начали процесс объединения. В результате сделки в отрасли может возникнуть крупнейшая компания с ежегодным объемом выпуска кабельных изделий по весу меди более 100 тыс. т и капитализацией свыше 1 млрд долл. К сплочению кабельщиков подталкивает предполагаемое вступление России в ВТО. Сейчас на ввоз кабельной продукции существуют заградительные таможенные пошлины, составляющие около 15% ее стоимости. Однако в ближайшее время, согласно принятым Россией обязательствам, они будут снижены на большинство видов КПП до 8–9%, а на LAN и волоконно-оптические кабели — до нуля. Зарубежные компании уже начали активное проникновение на российский рынок. Так, финский концерн Reka купил и собирается модернизировать кабельный завод в Подольске. Французская компания Nexans в 2008 г. намерена ввести в действие завод по производству электрических кабелей низкого и среднего напряжения в Угличе. Фирма Prismian (Финляндия), бывшая Pirelly, также подыскивает площадку под строительство завода. Однако наибольшую угрозу для наших кабельщиков представляют не западные концерны, а «серый» китайский импорт. Как утверждают представители кабельных заводов, китайцы умудряются поставлять нам готовый кабель по ценам, которые ниже себестоимости сырья, необходимого для его производства. В то же время цены на российский кабель постоянно растут в связи с упомянутым выше удорожанием меди и алюминия, стоимость которых определяется по котировкам Лондонской биржи металлов. Уже сегодня китайцы занимают прочные позиции на рынке радиочастотных кабелей, при этом мощности его российских производителей загружены едва ли наполовину. Силовые кабели Около 70% произведенной в России КПП идет на комплектование энергетического сектора экономики, в который в настоящий момент направлены значительные инвестиции. Данное обстоятельство отразилось, прежде всего, на росте объемов выпуска силовых кабелей и проводов для ЛЭП. Из данных табл. 6 можно заключить, что в России постепенно падает производство неизолированного провода для ЛЭП, в то время как доля выпуска самонесущих изолированных проводов (СИП) стремительно растет. Для нашей страны это относительно новая продукция. Самонесущий изолированный провод снаружи покрыт изоляцией из сшитого полиэтилена, что делает его вандалостойким. Даже если срезать провод, ободрать эту изоляцию невозможно. Кроме того, СИП можно прокладывать прямо по стенам домов без опор, поскольку он изолирован. Несмотря на то, что за последние четыре года объем выпуска СИП увеличился в 6,3 раза, предложение пока не может угнаться за спросом. Производство силовых кабелей стационарной прокладки, рассчитанных на напряжение до 1 кВ, возросло по сравнению с 1990 г. в 4,2 раза. Такие изделия используются внутри производственных и жилых зданий для подсоединения промышленных установок и приборов бытового назначения. Неплохой рост в 21% показали и силовые кабели на напряжение свыше 1 кВ, предназначенные для подземной прокладки передающих и распределяющих электросетей. Среди силовых кабелей постоянно увеличивается доля продукции с изоляцией из сшитого полиэтилена (XLPE-кабеля). Согласно прогнозам ВНИИ кабельной промышленности (см. табл. 7), в 2015 г. она составит 63,3%. XLPE-кабели в 1,5–2 раза дороже традиционных изделий с бумажной пропитанной и маслонаполненной изоляцией, но более долговечны и надежны. Сейчас в России действуют восемь линий по их производству. Но для того чтобы удовлетворить растущий спрос, в ближайшее время необходимо запустить еще столько же. Самую большую линию с пероксидной сшивкой в 2009 г. собирается запустить ООО «Рыбинскэлектрокабель». Новые линии монтируются на заводах «Кавказкабель», «Чувашкабель» и «Сибкабель». ОАО «Камкабель» планирует нарастить действующие мощности еще двумя линиями, одна находится в процессе монтажа, а другая — приемки. Существует проект создания XLPE-линии на заводе «Энергокабель» в подмосковном г. Электроугли. Кабели связи Среди производителей кабелей связи с медными жилами ведущее место занимает Самарская кабельная компания (СКК), выпускающая наиболее широкий ассортимент. В числе основных производителей следует также назвать ОАО «Сарансккабель», «Кавказкабель», «Электрокабель. Кольчугинский завод», «Чувашкабель» (лидера в производстве радиочастотных кабелей), холдинг «Ункомтех» и «Эликс-кабель». Данные табл. 8 показывают, что дела на рынке кабелей связи обстоят не так блестяще, как в сегменте силовых кабелей. Устойчивый рост демонстрируют только LAN-кабели производства СКК — с 2000 по 2006 г. их выпуск увеличился в 24 раза. Структура выпуска кабелей связи с медными жилами в 2006 г. приведена на рис. 1. Доля телефонных кабелей, которые занимают лидирующее положение по объемам выпуска среди кабелей связи с медными жилами, наоборот, последние годы неуклонно снижается. Так, в 2006 г. она составила всего лишь 52,7% от максимума 2004 г. Сокращение выпуска этой продукции связано с проникновением в сети доступа оптических кабелей и беспроводных технологий связи. Радиочастотные кабели, занимающие второе место в структуре объемов производства, до 2006 г. демонстрировали лишь незначительный рост. Однако это указывает не на отсутствие спроса, а на неспособность российских производителей конкурировать с дешевым китайским импортом, захватившим по некоторым оценкам около 65% рынка. В настоящее время ВНИИ кабельной промышленности создает новый ГОСТ для радиочастотных кабелей, чтобы ограничить доступ на российский рынок низкокачественной азиатской продукции. Объемы выпуска других видов кабелей связи с медными жилами незначительны и направлены не на развитие, а на поддержание технического состояния существующих сетей. По мере вывода этих сетей из эксплуатации и их замены оптическими линиями будут сокращаться и объемы производства традиционных изделий с медными жилами. Выпуском оптических кабелей в России занимаются 13 предприятий, в т. ч. четыре совместных: Самарская оптическая кабельная компания, «Москабель-Фуджикура» (г. Москва), «ОФС Связьстрой-1 ВСКК» (г. Воронеж), «Трансвок» (Калужская обл.). Из девяти российских предприятий четыре расположены в московской области. Это «Электропровод» (г. Ивантеевка), «Эликс-Кабель» (г. Реутов), «Еврокабель 1» (г. Щелково) и «Яуза-Кабель» (г. Мытищи). Три предприятия — «СКС 01», «Оптен» и «Севкабель-Оптик» находятся в Санкт-Петербурге, а остальные два — «Сарансккабель-Оптика» (Республика Мордовия) и Армавирский завод связи — в регионах. Есть еще два завода в Украине и два в Беларуси. В минувшем году предприятия России и стран СНГ выпустили 3,5 млн км оптических кабелей в одноволоконном исчислении, при этом доля России составила 84,4%. Тем не менее, по отношению к мировым объемам производства оптоволоконной продукции наша доля не превышает 3%. Выпуск оптического кабеля в России и СНГ имеет устойчивую тенденцию роста (примерно 40% в год), что объясняется бурным развитием рынка телекоммуникационных услуг. Вместе с ростом объемов производства увеличивается и количество волокна в кабеле (в среднем с 15 до 22 волокон за 5 лет), а значит, повышается его пропускная способность. В настоящее время в России нет собственного производства оптического волокна. При изготовлении оптических кабелей российские предприятия используют волокно американского, японского и западноевропейского производства. Подобная практика делает российский рынок высокотехнологичной кабельной продукции зависимым от зарубежных поставок. Марина Народовая, по данным ассоциации «Электрокабель» и ВНИИКП