≈женедельник "—набженец"
http://www.snab.ru

ѕолна€ верси€ этой статьи в формате PDF:
— ј„ј“№

Автосервис сегодня: ненавязчивый, но эффективный Так уж повелось, что с наступлением весны выставочная деятельность постепенно оживает после зимней спячки, приходящейся по объективным причинам на новогодние праздники. С потеплением не только появляются почки на деревьях и трава на клумбах. В этот период сходит снег и подсыхают дороги. Многие автомобилисты, поставившие на зиму своих железных коней в гараж на привязь, начинают проверять их работоспособность и совершать все более и более активные турне. Именно в это время усиливается интерес к автомобилям, чем и пользуются организаторы всевозможных специализированных мероприятий. В этом году в рамках Международного автомеханического салона проходила уже традиционная 5-я специализированная выставка «Автомобильные технологии, автокомпоненты, аксессуары, автосервис, АЗС и материалы» — «ATиМ ’2008». Она состоялась в МВЦ «Крокус Экспо» и включала тематические разделы, соответствующие своему названию. Уделялось внимание на форуме и таким направлениям, как оборудование для послепродажного обслуживания и ремонта, сопутствующие услуги и др. Оборудование контроля и диагностики Исходя из тенденций рынка автомобилестроения, можно сделать уверенный вывод, что на смену карбюратору приходит инжекторная система подготовки топливной смеси. Это актуально и для нашей страны, поскольку при значительном изменении погодных условий (в силу больших территорий) и плохих трассах предпочтительна более устойчивая, надежная и экономичная работа двигателя внутреннего сгорания. С другой стороны, в случае засорения карбюратор можно легко снять на обочине дороги, разобрать на капоте машины, продуть, прочистить и поставить на место. Альтернативная же система требует более серьезного подхода. Исходя из этого фирма «Тэктроник» (г. Москва) представила на выставке новейшее оборудование четвертого поколения, предназначенное для обслуживания инжекторных систем. Комплексы серий ТТ-04х, -06х и -08х (цифры указывают число цилиндров двигателя) предназначены для проведения всесторонней диагностики. К ней относятся определение исправности электромагнитной катушки и возвратной пружины клапана, формирование и направление факела, расчет относительной производительности в различных режимах работы (статическом, динамическом и комплексном) и др. Диагностический стенд позволяет проверять герметичность форсунок впрыска топлива бензиновых двигателей как с верхним, так и боковым подводом горючей жидкости, а их очистка производится с помощью ультразвуковой (УЗ) кавитации в активном режиме. После обработки в УЗ-ванне для форсунок с верхним подводом топлива проводится обратная промывка (при извлеченном фильтрующем элементе). Химическая очистка дроссельной заслонки, впускного коллектора, камеры сгорания, клапанов и поршневых колец осуществляется без снятия с двигателя. Если же на автомобиль устанавливаются новые детали, то их подбор выполняется по относительной производительности. При необходимости диагностика форсунок позволяет выявить и заменить такие элементы, как фильтры, дистанционные шайбы, защитные колпачки, скобы крепления и др. Результаты работы выводятся на большой (320і240 пикселей) ЖК-дисплей стенда и распечатываются на принтере в формате А4. Комплекс ТТ обеспечивает широкие возможности по корректировке, управлению и хранению параметров тестирования. Он оборудован высокопроизводительным процессором и цифровой клавиатурой. Специализированное программное обеспечение поддерживает русский язык. Конструкция рампы и направляющих стенда позволяет удобно и быстро производить монтаж и демонтаж форсунок. Чтобы предотвратить утечку тестовой жидкости (или сохранить рабочее место в чистоте) без отсоединения шланга подачи и жгута управления, достаточно изменить положение рампы на 180°. Контроль производительности инжекторной системы осуществляется шкалой мерных колб. Точность измерения гарантируется применением лабораторных изделий емкостью 100±1 мл, выполненных из высокопрочного прозрачного пластика. Колбы не подвержены изменению цвета при воздействии тестовой жидкости. При диагностике факел контролируется визуально через закрытые закаленным кварцевым стеклом прорези (по числу тестируемых форсунок) блока колб. Длина каждой колбы определена расстоянием, близким к рабочему для двигателей большинства автомобилей. С целью уменьшения завихрений факела осуществляется оптимальный подбор внутреннего диаметра колбы. Качественное наблюдение за формированием факела гарантирует высокоэффективная светодиодная подсветка (каждая колба из блока освещается группой светодиодов белого света, в котором видны даже мельчайшие фракции), причем при необходимости последнюю можно отключить. Заправка системы тестовой жидкостью осуществляется через заливную горловину. Это позволяет готовить прибор к работе быстрее, чем при традиционной заправке через колбы. Устройство оборудовано также сливными фитингами, что обеспечивает экономию времени и соблюдение чистоты рабочего места. В гидросистеме стенда применяются два электронасоса, один из которых откачивает тестовую жидкость из форсунки, рампы и магистрали обратно в бак. Это позволяет соблюдать чистоту, а также минимизировать расход и экономить до 15% жидкости при неизбежных ее потерях во время демонтажа форсунок. Высокие моющие характеристики достигаются применением генератора и излучателя, формирующих соответственно оптимальную частоту и мощность. Параметры этих устройств рассчитаны специально для высокоэффективной промывки карбоновых, лаковых и смоляных отложений, оставляемых бензином на рабочих поверхностях. После тестирования форсунок при очередном техническом обслуживании следует обязательная замена фильтра, а также верхнего и нижнего уплотнительных колец. В случае же поломки осуществляется смена скобы крепления, дистанционной шайбы и защитного колпачка. При необходимости одновременно меняются свечи зажигания и кислородный датчик. После восстановления рабочих характеристик форсунки снова монтируются на автомобиль. Фирма «Тэктроник» продемонстрировала также пост обслуживания инжекторной системы «ТТ-Оптима», представляющий собой комплекс устройств и принадлежностей для полноценной поддержки каждого из элементов системы впрыска топлива современного автомобиля. В него включено все, что должно быть на участке обслуживания инжекторной системы каждого автосервиса, а именно: • установка ТТ-04х (ТТ-06х или ТТ-08х) для проведения диагностики форсунок и их очистки методом ультразвуковой кавитации; • модуль «ТТ-Клинер», предназначенный для химической промывки элементов двигателя (дроссельной заслонки, впускного коллектора, поршневых колец, впускных и выпускных клапанов, камеры сгорания) без демонтажа с автомобиля; • приспособление «ТТ-Экстрактор», извлекающее микрофильтры из форсунок; • стандартный принтер (с LPT-портом), распечатывающий в формате А4 результаты проведенных работ. Все приборы и принадлежности компактно размещаются на мобильной стойке «ТТ-Мобиле», имеющей выдвижные ящики и полки, а также сетевой адаптер для подключения к сети питания всех устройств комплекса. Пост «ТТ-Оптима» имеет небольшие габариты (1500і770і730 мм) и без труда монтируется на любом участке автосервиса. Регулировка колес Всего семьдесят пять лет назад, когда автомобилей в СССР было мало, об операции развал–схождение никто не задумывался. Машины двигались с небольшой скоростью, и различные процессы регулировки колес им не требовались. Впервые же советские производители техники столкнулись с этим летом 1933 г. во время автопробега «Москва — Кара-Кум — Москва». Тогда его участники поставили задачу доказать всему миру, что отечественные грузовики способны работать в самых тяжелых условиях. В результате автомобили за 85 дней прошли 9,5 тыс. км. Но в ходе пробега возникла проблема: на ровных пустынных участках, где водители «выжимали» из моторов все, автомобили без видимых на то причин переворачивались. При невысоких же скоростях никаких происшествий не происходило. Как оказалось, это было вызвано именно плохим регулированием углов установки колес. За прошедшие годы операция по устранению такого недостатка претерпела много изменений, и в современном мире, когда на смену методу регулирования по телескопической линейке пришли электронные способы, она стала достаточно простой. Фирма Hunter Engineering (США) представила на выставке установку с датчиками развал–схождение DSP600, предназначенную для соответствующей операции. Ее технология заключается в следующем. Автомобиль заезжает на специальную площадку и поднимается на удобную для процедуры высоту (примерно на 1 м). Оператор с помощью самоцентрирующихся адаптеров монтирует на колеса шестигранные мишени, которые не боятся коррозии, имеют ударопрочный корпус, защитный резиновый контур и небьющуюся лицевую панель. Кроме того, мишени не оснащены электроникой, которая могла бы повредиться при случайном падении. Перед машиной на разнесенной штанге устанавливают четыре (по одной на каждое колесо) стационарные цифровые камеры высокого разрешения. Они измеряют положение и ориентацию колесных мишеней в пространстве, играя роль обычных датчиков, которые и объединяются в систему DSP600. Для получения точных результатов измерения применяется так называемая multi-D технология. При этом может использоваться как режим «текущей плоскости» (мишени задают базовую плоскость), так и традиционный метод развал–схождение, где исходной плоскостью служит непосредственно подъемник. Процесс компенсации с легкостью выполняется с помощью опционального светодиодного индикатора, обеспечивающего полный контроль во время выполнения регулировок автомобиля. Итак, машина стоит на подъемнике, мишени установлены. Теперь автомобиль откатывается назад (пока индикатор на мониторе не станет зеленым), а потом вперед. Вот и все, процесс завершен. Результаты измерений развала и схождения сразу появляются на мониторе. Остается вручную отрегулировать рулевые тяги до нужных параметров. Сейчас только в вынужденной ситуации и полевых условиях для замены проколотой камеры автомобилисты пользуются классической «лопаткой». В современных же автосервисах для этих целей применяют специальное оборудование. Его разновидность была представлена и на стенде компании Hunter Engineering. Это шиномонтажный станок ТСХ450 с ручным поворотным рычагом. Среди конструктивных особенностей устройства можно выделить самоцентрирующуюся четырехкулачковую зажимную систему, которая приводится в действие с помощью двух пневмоцилиндров, и механическую регулировку монтажного рычага. Вращение поворотного стола осуществляется посредством электромотора и возможно как по часовой стрелке, так и против. Станок снабжен клапаном ограничения давления накачки (в соответствии с нормами СЕ), регулятором давления с фильтром (влагоотделителем и лубрикатором) и полимерными вставками для защиты легкосплавных дисков. В стандартный набор входят монтажная паста с кистью, монтировка и набор пластиковых протекторов. Среди автомобилистов несбалансированные колеса считаются плохим тоном. Особенно сейчас, когда современное оборудование осуществляет операцию балансировки качественно и быстро. На стенде фирмы Hunter Engineering было продемонстрировано одно из таких устройств — компьютеризированный балансировочный станок с цифровым микропроцессором DSP9200. Он производит балансировку колес с диском шириной от 1,5 до 20 дюймов (38–508 мм) и диаметром от 10 до 28 дюймов (254–711 мм). Максимальный диаметр шины при этом может достигать 965 мм, а ширина — 508 мм. Наибольший вес колеса составляет 68 кг. Точность позиционирования устройством очень высока и охватывает 512 позиций (что равноценно ±0,07°), а погрешность дисбаланса — ±1 г. Автохимия Наверное, Александр Николаевич Лаврик (ныне — заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания Южно-Уральского государственного университета, д. т. н., академик Российской академии транспорта) никогда не думал, что его фамилия когда-то станет брендом. Однако 10 лет назад на автомобильном рынке появилась торговая марка «ЛАВР», а в настоящее время ее сменила новая — LAVR next. Продукцию этой марки выпускает НПО «Поликом» (г. Челябинск), контролирующее для гарантии качества весь научно-производственный цикл: от идеи до изготовления. Так что же подразумевается под LAVR next? Да многое! Остановимся на наиболее значимых с точки зрения автовладельца продуктах. Но сперва немного теории. При сжигании топлива в двигателе неизбежно образуются смолисто-коксовые и нагарные отложения. Они откладываются на стенках камер сгорания и днищах поршней. Со стенок же последних такие нагары соскабливаются поршневыми кольцами, которые сперва «прихватываются», а затем «залегают», т. е. перестают полностью выполнять свою прямую функцию. Компрессионные — поддерживать хорошую компрессию в двигателе, являющуюся показателем его мощности, а маслосъемные — собирать масло со стенок цилиндров. При этом происходит так называемое закоксовывание двигателя. В результате падает компрессия, снижается мощность, ухудшается динамика, увеличивается расход топлива и масла. Двигатель начинает плохо заводиться, появляется детонация и, как следствие, вибрация. В итоге резко возрастают нагрузки на все детали агрегата и в первую очередь — на трущиеся металлические поверхности, что приводит к ускоренному износу двигателя. Недаром производители запасных частей хорошо усвоили высказывание Генри Форда: «Мы делаем автомобили, чтобы потом продавать к ним запчасти». В помощь автомобилистам был создан первый российский препарат для раскоксовывания двигателя LAVR ML-202 Anticoks, используемый при удалении нагаров, образующихся в процессе эксплуатации машины, работающей на отечественном бензине. Состав не просто размягчает нагары и освобождает кольца, а полностью очищает камеру сгорания и поршни, устраняя причину ускоренного износа двигателя. Разумеется, процедуру очистки целесообразно совмещать с текущим техническим обслуживанием, включающим промывку системы смазки, замену масла и масляного фильтра, а также профилактику (или еще лучше — замену) свечей. Для такой комплексной обработки двигателя выпускается продукт «два в одном» — к предыдущему препарату добавляется жидкость для промывки масляной системы LAVR Motor Flush. К набору обязательно прилагается расширенная инструкция. Раскоксовывание агрегата необходимо проводить каждые 20–25 тыс. км пробега, а при эксплуатации в тяжелых условиях — через 10–15 тыс. км. Технология применения LAVR ML-202 Anticoks проста и эффективна. Причем как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Практика же показала, что регулярное использование состава позволяет значительно увеличить межремонтный пробег автомобиля. Продукция не влияет на работу кислородного датчика и каталитических нейтрализаторов. Она безопасна и для любых конструкционных материалов, поэтому раскоксовывание может производить любой водитель, обладающий элементарными навыками обслуживания двигателя. При этом вся процедура занимает не более часа. Еще одна отечественная проблема — некачественное топливо. Следствием этого является засорение топливной системы, которое стоит на первом месте в списке «популярных» неполадок в работе агрегата. Практика показывает, что после 20–30 тыс. км пробега по России происходит забивание форсунок инжектора (дизеля) и карбюратора. А ведь при возникновении в канале форсунки слоя отложений толщиной всего в 1 мкм ее производительность снижается на 20%. Кроме того, смолистыми отложениями загрязняются не только форсунки, но и клапаны, топливные насосы и т. д. Первые российские профессиональные промывки инжектора ML-101 и ML-102 серии LAVR next применяются только в условиях автосервиса. На агрегате отключается штатная система подачи топлива, а на ее место подсоединяется специальная установка, в которую заливается моющий состав (моющее топливо), содержащий необходимые концентрированные очищающие компоненты. Двигатель начинает работать уже на нем, в результате чего происходит очистка форсунок. Для прошедшей зимы на Урале характерными оказались резкие смены минусовой и плюсовой температуры. При этом дилеры автосалонов по продаже дорогих автомобилей столкнулись с неожиданной проблемой. Новоявленные владельцы авто, сперва довольные своей покупкой, возвращались через два–три дня с недобрым выражением на лице: «Почему, мол, моя машина не заводится?». Причина оказалась в том, что из-за перепада температур в бензобаке образовывался конденсат, а попадание воды в бензин конечно же не способствует улучшению работы двигателя. Это усугубилось еще и тем, что обычно автомобили редко кто заправляет «под пробку». Проблема решилась просто — дилеры стали заливать в бензобаки нейтрализатор воды LAVR Dry fuel. Он выпускается как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Универсальный размораживатель стекол и замков LAVR Anti Ice с триггером (-80) — еще один препарат, особенно актуальный для российского климата. Цифра в названии убедительно доказывает, что даже такие морозы теперь не страшны, а ведь в жизни случается всякое. Например, надо срочно выехать, а гаражный или замок водительской двери, как назло, не хочет открываться — замерз... Подобным средством можно также очищать автомобильные (и бытовые) стекла, протирать зеркала и использовать в других устройствах, подверженных обледенению, — жидкость эффективно размягчает снег и лед на стенках и внутри механизмов. Нанесенная на автомобильные стекла, она обеспечивает хорошую видимость зимой, замедляя образование наледи. Состав не содержит растворителей, поэтому безопасен для лакокрасочных покрытий, резины, пластика и декоративных изделий. Технологии восстановления Как известно, механические детали не изнашиваются одновременно по всем поверхностям. Обычно это несколько рабочих зон, функционирующих особенно интенсивно. Они определяются при разборке механизма и зачастую подлежат восстановлению, для чего в проблемном месте просто наплавляют дополнительный слой металла. После его механической обработки (как правило — шлифовки) восстановленная деталь снова готова к работе. Обнинский центр порошкового напыления (Калужская обл.) разрабатывает и выпускает профессиональное портативное напылительное оборудование серии ДИМЕТ для нанесения высококачественных металлических покрытий, получаемых из порошковых материалов. Комплекс устройств, представляемых предприятием, предназначен для нанесения металлов как при производстве изделий, так и в ходе выполнения широкого спектра ремонтно-восстановительных работ. Он может использоваться не только автономно, но и встраиваться в автоматизированные рабочие посты и конвейерные линии. Наносимые покрытия могут быть алюминиевыми, медными, цинковыми, никелевыми, оловянными, свинцовыми и баббитовыми. Технология напыления достаточно проста. Сжатый воздух подается в напылительный блок, где формируется сверхзвуковой поток. Из питателя в него вводится рабочий порошок. Частицы последнего ускоряются в сопле напылителя до сверхзвуковых скоростей и направляются оператором на поверхность обрабатываемого изделия. При соударении с ней частицы формируют высококачественное металлическое покрытие. Особенность технологии заключается в отсутствии высоких температур, опасных горючих газов, излучения и химически агрессивных растворов. На покрываемое изделие оказывается незначительное тепловое воздействие — поверхность детали нагревается всего на 100–150 °С. При нанесении покрытия обрабатывается только локальный участок поверхности с четкими границами. Кроме того, на этом же оборудовании можно производить и струйно-абразивную подготовку поверхности. Получаемое покрытие обладает высокой адгезией (30–80 МПа), низкой пористостью (3–7%) и шероховатостью Rz=20–40, что обеспечивает высокую прочность закрепления лакокрасочных материалов. Его надежный электрогальванический контакт с основой достигается за счет плотного соединения, не имеющего зазоров и полостей. Толщина наносимого слоя может быть любой и определяется заданным технологическим режимом. С помощью напыления легко получать различные типы покрытий: формовосстанавливающие, герметизирующие, электропроводящие, антифрикционные, антикоррозионные, теплоизлучающие, жаростойкие, противозадирные и искробезопасные. Область применения напылительного оборудования достаточна широка. Это автомобиле- и судостроение, ремонт, электротехническое, криогенное, инструментальное, литейное и металлургическое производство. Таким способом восстанавливаются также дорогостоящие детали, применяемые в ракетно-космической технике и атомной энергетике, газовой и нефтяной промышленности. Напылительные установки различают по назначению. Так, для ручной работы при локальном ремонте используется модель ДИМЕТ 412, имеющая два режима функционирования. Она оснащена порошковым питателем ПВ-43 и круглым соплом СК20, позволяющими выдавать сжатый воздух давлением 6–10 атм. Расход воздуха — 400 л/мин. Энергопотребление устройства весом 9 кг и стоимостью 153 400 руб. составляет 220 В, а мощность — 2,9 кВт. Аренда профессиональной одежды Фирма «Хекля» (г. Санкт-Петербург) специализируется на пошиве корпоративной одежды. За десятилетний период развития она превратилась в группу компаний и теперь имеет свои представительства в Москве, Пскове и Екатеринбурге. Фирма ознаменовала начало своего существования оригинальностью выпускаемых изделий, для которых в качестве образцов были взяты не унылые рабочие балахоны, а стильная одежда повседневной носки. Образцы такой продукции сразу обратили на себя внимание, и дело пошло. В настоящее время компания имеет более 150 сотрудников и может производить свыше 80 тыс. изделий в год. Новое направление, предлагаемое сегодня фирмой, — сдача изготовленных по заказу изделий в аренду. Основной смесовой тканью в этом случае является Carrington, производимая в Англии. Одежда из нее может стираться при температуре 85 °С (промышленная стирка) и выдерживать более 50 подобных циклов практически не изменяя цвета и подвергаясь минимальной усадке всего на 2%. Ткань состоит из одной трети хлопка и двух третей полиэстера. Компания предлагает 45 цветовых оттенков продукции для разных отраслей промышленности, что позволяет удовлетворять любые запросы клиентов. Если же в штате заказчика появились новые сотрудники, то фирма «Хекля» может произвести дополнительный пошив униформы по ранее произведенным образцам. Так в чем же заключается аренда? Она предусматривает предоставление профессиональной одежды в пользование арендатору, который осуществляет за ней уход в соответствии с условиями договора. Каждый работник арендатора обеспечивается тремя комплектами одежды с периодичностью смены 1 раз в неделю. При этом один комплект находится в эксплуатации, второй — в стирке, а третий — на складе арендатора. (Наличие последнего позволяет осуществлять гибкую замену загрязненной одежды на чистую.) При желании количество комплектов арендной одежды может быть увеличено на 2, 4, 6 и т. п. единиц. В аренду также входит стирка, химическая чистка сильно загрязненных участков, любой необходимый ремонт, нанесение логотипа и доставка. Прием и выдача предметов одежды осуществляются на территории клиента. Любая корпоративная форма (в т. ч. — находящаяся в собственности клиента) может быть промаркирована специальными именными метками. Для этого на несмываемую этикетку наносится фамилия работника, наименование организации, номер подразделения или другая информация. Маркировка позволяет не только быстро идентифицировать одежду при возврате из чистки, но и эффективно наладить ее учет и контроль непосредственно на предприятии. Александр Ануфриенко, фото автора