Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Дороги Дона: проблемы и решения В России от века существуют две беды — дураки и дороги. Не знаю, как с первой, а со второй положение в постперестроечный период совсем не улучшилось. В условиях резко возросшего транспортного потока в стране стал явственно ощущаться дефицит дорожной инфраструктуры. Москва и другие крупные города забиты пробками, но не лучше обстоят дела и на периферии. На состоявшейся в Ростове-на-Дону выставке «Дороги Дона/Дортехстрой» много говорилось о нехватке инвестиций и аварийном состоянии автотрасс. Так, большой проблемой для сельского населения является недостаточное количество мостов через Дон. Из-за этого многим жителям области приходится делать многокилометровые крюки, чтобы переехать на другой берег. Отсутствие необходимых транспортных путей тормозит и развитие одной из четырех игорных зон «Азов-сити», для которой решением правительства было выделено место в Азовском районе на границе Ростовской области и Краснодарского края. Выбранная площадка расположена в 100 км от Ростова-на-Дону, туда ведет узкая дорога с двумя полосами, чего совершенно недостаточно для массовых перевозок туристов и обслуживающего персонала. Выход ростовские власти видят, прежде всего, в привлечении бизнеса и, как следствие, в строительстве платных автотрасс. Последнее обстоятельство, надо сказать, настораживает местных жителей. Многие из них сомневаются, что взимаемая за проезд плата будет соответствовать уровню сервиса. Поэтому одной из важнейших задач выставки было познакомить всех заинтересованных лиц с современными технологиями строительства и обслуживания дорог. Подготовка основания При прокладке дорог строителям постоянно приходится сталкиваться с мягкими грунтами, почвенной эрозией, оползневыми склонами и другими сложностями геологического порядка. В последнее время для укрепления грунтового основания дорожных одежд все чаще используют разнообразные геотекстильные материалы из полимеров. Компания «Гекса» (Московская обл.), имеющая большой опыт в производстве полимерных материалов для строительства, в 2006–2007 гг. выпустила на рынок несколько видов геотекстиля «Геоспан» с тканой структурой. «Геоспан» изготавливается из прочной полипропиленовой нити. Его тканая структура обеспечивает высокие показатели прочности на разрыв как в продольном, так и в поперечном направлении. Плотность материала зависит от плотности плетения и толщины нити. Ну а сама плотность напрямую определяет основные физико-технические характеристики материала. «Геоспан» отличается высокой стойкостью к воздействию кислотных и щелочных средств, а также светостойкостью. При сооружении дорожных покрытий тканый геотекстиль, благодаря своей высокой способности к сцеплению с грунтом и поглощению растягивающих нагрузок, действует как арматура. Это приводит к уменьшению деформации дорожного полотна и повышению несущей способности конструкции. Нетканый термоскрепленный геотекстиль «Геоспан ТС» изготавливается из хаотично ориентированных, бесконечных волокон полиэстера путем соединения их методом оплавления (термоскрепления). В отличие от других полимеров, применяемых при производстве геосинтетиков, полиэстер имеет высокий начальный модуль упругости и обладает значительным удлинением до разрыва. При высоких прочностных характеристиках «Геоспан ТС», что немаловажно, имеет малую толщину и не занимает много места при хранении и транспортировке. Обладая высоким коэффициентом фильтрации и водопропускной способностью, «Геоспан ТС» зарекомендовал себя как высокоэффективный дренажный материал, отличающийся, кроме того, и прекрасными разделительными свойствами. Его применение в дорожном строительстве позволяет избежать вымывания песка и смещения конструктивных слоев основания. Нетканые иглопробивные материалы «Геоспан ИП» представляют собой волокнистый холст, вырабатываемый из синтетических волокон полиэфира, скрепленного путем многократного механического иглопрокалывания. При этом волокна переплетаются, образуя полотно с высокой прочностью, упругостью и удлинением на разрыв до 45%. Нетканые иглопробивные материалы используются в качестве разделяющего фильтра между грунтом и заполнителем. Одновременно они препятствуют проникновению частиц грунта в дренажные системы. Компания «Гекса» производит также стеклянные армирующие геосетки СДА с битумной пропиткой. Сетки изготавливаются из стеклянных жгутов, расположенных в продольном и поперечном направлении. При ремонте дорожного полотна уложенная на выравнивающий слой асфальта геосетка способствует устранению колейности и выбоин за счет перераспределения локальных и вертикальных нагрузок на большую площадь дороги. На стенде компании «Мегатех инжиниринг» (г. Санкт-Петербург) можно было познакомиться с новыми марками георешеток производства чешской фирмы Cordama. Тканая георешетка Armatex M производится из высокопрочных нитей поливинилалкоголя с ПВХ-покрытием. Такая георешетка обладает очень высоким пределом прочности на разрыв при низком относительном удлинении (не более 6%). Благодаря этим свойствам она ограничивает сдвиговые деформации и позволяет грунтовым основаниям паркингов, железнодорожных путей и аэропортов выдерживать большие внешние давления. Геокомпозитный материал Armatex RSM произведен методом вязания и представляет собой соединение вязаной георешетки из высокопрочных полиэфирных нитей и нетканого геотекстильного полотна из полиэфира и полипропилена. Применение Armatex RSM обеспечивает качественное сцепление асфальтобетонных покрытий с дорожным основанием, увеличивает безопасность и устойчивость насыпей, одновременно осуществляя фильтрацию и разделение слоев. Для дополнительного уплотнения дорожного основания используют специальную трамбовочную технику. Фирма «Бакаут» (г. Ростов-на-Дону) представляет в России трамбовочную технику германской компании Wacker, основатель которой Герман Вакер первым разработал конструкцию вибротрамбовок еще в 1930-х гг. Сегодня изобретенные им силовые агрегаты с успехом применяются для уплотнения грунта в условиях стесненного пространства, например, при установке бордюрных камней или засыпке траншей и ям. Вибротрамбовки серии BS отличаются большой силой удара, которая достигается не за счет увеличения массы, а благодаря подбору должного соотношения упругости пружины, радиуса кривошипа и веса. Центр тяжести агрегатов специально занижен, чтобы держать их в руках было предельно легко. Для направляющей рукоятки была разработана система виброгашения. В зависимости от области применения вибротрамбовки Wacker выпускаются с электрическим, дизельным или специальным двух- и четырехтактным бензиновым двигателем. При этом как дизельные, так и бензиновые агрегаты отличаются низким уровнем расхода топлива. Дорожная и коммунальная техника Строительство и содержание автомобильных дорог требуют серьезного технического оснащения. Новинки дорожно-строительной и коммунальной техники из России и стран СНГ демонстрировались на открытой площадке выставки. Дивизион «Спецтехника» группы «ГАЗ» (г. Москва) представил грейдер полутяжелого класса ГС-18.07 производства завода «Брянский арсенал». Новый грейдер отличается от своего предшественника в данном классе (модели ГС-18.05) большей мощностью, повышенной надежностью конструкции, высокими тягово-сцепными характеристиками и более комфортными условиями работы оператора. Машина оснащена двигателем немецкой фирмы Deutz мощностью 200 л. с., гидромеханической трансмиссией с автоматической коробкой передач фирмы ZF и тандемной балансирной тележкой NAF. Кабина оператора повышенной обзорности с обтекаемой пластиковой крышей, капотом с газовыми амортизаторами и системой обдува лобового стекла оборудована приточно-вытяжным вентилятором, сдвижной дверью, регулируемым сиденьем и такой же новой рулевой колонкой. Все дополнительные панели управления расположены в 90-градусном секторе справа от оператора. Кроме того, кабина оснащена системой защиты оператора от опрокидывания машины и падающих предметов Fops–Rops. Имеется полная гамма навесного оборудования для установки на переднюю и заднюю рамы автогрейдера. Полноповоротный гусеничный гидравлический экскаватор ЭО-4525А-07 с подъемной кабиной — разработка завода «Ковровец», также входящего в группу «ГАЗ». Экскаватор предназначен для выполнения больших объемов работ на грунтах I–IV категорий и предварительно разрыхленных скальных и мерзлых грунтах V–VI категорий, а также для погрузки грунта и сыпучих материалов. Высокая производительность машины достигается за счет применения мощного (150 л. с.) дизельного двигателя ЯМЗ-236 и ковша объемом 1,25 м3. Кинематическая глубина копания составляет 6 м. ЭО-4525А-07 может оснащаться различными видами навесного оборудования, например, гидромолотом для разрушения мерзлых грунтов и твердой скальной породы, грейфером с удлинителем для копания котлованов и колодцев глубиной до 15,5 м. Кроме того, в его оснастку входят оборудование захватно-клещевого типа с трехзубым рыхлителем для рыхления, захвата и перемещения мерзлых и скальных грунтов и асфальтобетонных покрытий, а также многочелюстной грейфер для погрузки строительного мусора. С января 2007 г. завод «Ковровец» совместно с ОАО «Тверской экскаватор» освоил производство нового поколения тяжелых экскаваторов ЕТ-26, которые соединили в себе лучшие качества предшественников — ковровских машин моделей ЭО-4225А-07 и ЭО-4228 и тверского ЕТ-25. Производительность ЕТ-26 увеличена на 18% и составляет 250–280 м3/ч, а усилие копания за счет использования более производительной гидравлической системы возросло на 25%. Значительно улучшены кинематические параметры новой машины. Глубина копания увеличилась с 6 до 6,52 м, радиус копания — с 9,3 до 10,1 м, высота выгрузки — с 5,15 до 6,52 м. Новая модель по многим комплектующим унифицирована с предыдущими машинами. Кроме базового варианта с отечественной гидравликой по желанию заказчика будут выпускаться экскаваторы с гидрооборудованием Bosch-Rexroth (Германия) и двигателем Perkins (Англия). Завод «Евромаш» (г. Минск, Беларусь) представил несколько образцов коммунальной техники для уборки снега и ремонта. Его комплекс ямочного ремонта позволяет производить подновление дорожных покрытий практически в любое время года при температуре до -15 °С. В состав оборудования входят рециклер асфальтобетона ЕМ-3200 и дорожная фреза ЕМ-600/400 (цифровой индекс обозначает ширину фрезерования в миллиметрах). В рециклере ЕМ-3200 с гидравлическим перемешивающим устройством литой асфальт может быть изготовлен как из инертных материалов, так и из вторичного асфальта в качестве основного сырья. Приготовление асфальтовой смеси происходит непосредственно в емкости установки из заранее подготовленных «полуфабрикатов». В конструкции фрезы ЕМ-600/400 отсутствуют конический редуктор и карданная передача, что позволило снизить вибрацию и повысить надежность ее функционирования. Применение гидропривода Danfoss увеличивает производительность оборудования (глубина фрезерования достигает 65 мм) и плавность хода. К комплексу ямочного ремонта дополнительно может быть подключен заливщик швов битумными эмульсиями ЕМ-200. Это устройство предназначено для подготовки старого дорожного покрытия перед нанесением асфальтобетона, обработки трещин, швов и расслоений на дорожном полотне. Конструктивно заливщик представляет собой трехколесную тележку с автономным приводом ручного запуска, шестеренчатым битумным насосом и емкостью на 200 л. Снегоуборочное оборудование ООО «Евромаш» работает на базе трактора МТЗ-82. Простота конструкции фрезерно-роторного снегоочистителя СНТ-250 позволяет за считанные минуты установить его на заднюю навеску трактора и подсоединить к валу отбора мощности. Машина предназначена для уборки улиц от свежевыпавшего снега, а при наличии ходоуменьшителя на коробке передач — и для уборки с проезжей части снега, собранного в валки. Конструкция агрегата включает ротор, две лопасти для сгребания снега и два отбрасывателя для его выброса направо и налево по ходу движения трактора. Дальность отбрасывания составляет 25 м. Турбинный снегоочиститель ЕМ-800 используется для очистки дорожных покрытий, а также для удаления снежных валов путем отбрасывания снега в сторону либо его погрузки в транспортное средство. Очиститель устанавливается на переднюю раму трактора МТЗ-82. В его состав входят двухлопастной отвал с турбиной и снегоотбрасыватель, расположенный справа по ходу движения. Ширина захвата составляет 2,3 м, дальность отбрасывания — до 30 м. Высота убираемого снега может достигать 1,1 м. Из чего сделан дорожный знак? Пространство дороги — это еще и зона коммуникации, где мы постоянно считываем информацию с дорожных знаков, ограждающих конструкций, светофоров и разметки. В условиях интенсивного трафика от оснащения дорог знаками и иными техническими средствами напрямую зависит безопасность движения и наши жизни. Комплексными поставками технических средств дорожной инфраструктуры занимается фирма «Дорожный фонд» (г. Ростов-на-Дону). Дорожные знаки производятся предприятием в полном соответствии с ГОСТ 52290-2004. Основания знаков выполнены из оцинкованной листовой стали толщиной не менее 0,8 мм, дополнительную жесткость им придают траверсы из того же материала. К основанию траверсы крепятся с помощью омедненных шпилек, приваренных контактной сваркой. Лицевая поверхность знаков — маска — изготавливается из самоклеящихся световозвращающих пленок таких фирм, как 3М, LG и «Микросфера». Изображения на маску наносят либо методом шелкографии, либо путем аппликации готовых форм, вырезанных на плоттере. Надежное приклеивание пленки к основанию обеспечивается благодаря применению валикового аппликатора, оказывающего необходимое воздействие на клеевой слой. При добросовестной установке знаки могут находиться в эксплуатации до 10 лет. На стенде фирмы также можно было познакомиться с дорожными буферами, предназначенными для визуального обозначения мест раздвоения проезжей части, объезда препятствий и ремонтируемых участков дороги. Буфер размерами 1200і1280і600 мм изготовлен из высокопрочного полиэтилена ярко-желтого цвета, устойчивого к УФ-излучению и перепадам температуры в пределах от -30 до +60 °С. В зависимости от назначения изделия могут комплектоваться светоотражающей наклейкой в виде знака. Конструкция буфера позволяет заполнять его водой или песком для лучшей устойчивости, а также с целью уменьшения риска столкновения автомобиля со стоящим впереди препятствием. Кроме того, изделия снабжены зацепами для стыковки с разделительными дорожными блоками, которые разграничивают транспортные потоки, движущиеся в одном или разных направлениях. Совместно с буфером такие блоки используются для ограждения потенциально опасных участков дороги. Так же, как и буфер, они производятся из светостабилизированного полиэтилена либо чисто белого, либо интенсивно красного цвета. Для заполнения водой в верхней части блоков предусмотрено специальное отверстие с пробкой и точно такое же внизу для слива воды. Сигнальные дорожные столбики применяются для зрительного ориентирования участников дорожного движения. Они облегчают условия видимости в темное время суток, т. к. с двух сторон в качестве отражателя на них нанесена световозвращающая пленка высокоинтенсивного типа фирмы 3М. Пустотелый корпус столбика изготовлен из полиэтилена высокой плотности и в поперечном сечении представляет собой треугольник с закругленными углами. Фирма «Дорожный фонд» также предлагает своим клиентам одно- и двусторонние барьерные ограждения из оцинкованной стали. Первые крепятся к опорной стойке с одной стороны и используются по обочинам дорог там, где выезд за пределы проезжей части создает угрозу для безопасности движения. Вторые закрепляются на стойках с обеих сторон для разграничения встречных полос на многополосных магистралях. Удерживающая способность ограждений может составлять от 130 до 600 кДж. ОАО «Алексинстройконструкция» (Тульская обл.) входит в число крупнейших в России и СНГ производителей металлических гофрированных конструкций (МГК) — одного из наиболее прогрессивных видов искусственных дорожных сооружений. МГК представляют собой гибкие многолистовые конструкции арочного или замкнутого типа (арки, автомобильные и пешеходные тоннели, путепроводы, защитные галереи, скотопрогоны, водопропускные трубы), собираемые из отдельных элементов (листов) заданного радиуса кривизны. Конструкции производятся из гофрированной оцинкованной стали марки 09Г2 с минимальной толщиной защитного цинкового покрытия 85 мкм. Листы скрепляются болтами внахлест. Завод производит МГК с двумя типоразмерами гофра: 130і32,5 и 150і50 мм. Замена находящихся в аварийном состоянии железобетонных труб в насыпях автомобильных и железных дорог представляет сегодня для дорожных и эксплуатационных служб большую проблему. Их демонтаж требует остановки движения на время ремонта или организации объездных участков. Данную проблему позволяет решить технология гильзования железобетонных труб или путепроводов стальными сборными гофрированными конструкциями. Сборка секций производится на «входе» в аварийную конструкцию, затем путем протягивания гильза вводится на всю ее длину. Уникальность метода заключается в том, что геометрические параметры гильзы максимально соответствуют геометрии аварийной трубы. В зазор между железобетоном и гильзой закачивается цементный раствор или бетонная смесь, что придает монолитность конструкции. При этом не нарушается земляная гильза подпора и используется остаточная несущая способность железобетонных сооружений. Геометрия гофрированной гильзы может быть самой разнообразной: круглой, арочной, овальной. Для гильзования труб прямоугольного и квадратного сечения широкое применение получили гильзы с арочным сводом и вертикальными боковыми стенками. Дно закрепляется распорными оцинкованными уголками и бетонируется, что значительно удешевляет конструкцию. Долговечность готового сооружения составляет не менее 50 лет. Поставка МГК осуществляется любым видом транспорта в пакетах из отдельных элементов по 12 шт. в комплекте с деталями крепежа. Для нанесения горизонтальной разметки и символики на дорожное покрытие, а также окраски бордюров, стен и ограждений компания «Росдортех» (г. Саратов) представила ручные маркировочные аппараты Line Lazer американской компании Graco. Малый вес (в зависимости от модели — 65–125 кг) и небольшие габариты (81і102і102 мм) делают их особенно удобными при использовании в стесненных городских условиях. Аппараты Line Lazer работают по безвоздушной технологии распыления краски. Они оснащены поршневыми насосами высокого давления, которые приводятся в действие бензиновыми двигателями фирмы Honda. Сила давления в 230 бар позволяет применять для разметки любые краски, в т. ч. повышенной вязкости, способные обеспечить большую яркость и долговечность покрытий. Для улучшения качества покрытий предусмотрена двойная очистка красок с помощью фильтров. Модели Line Lazer 3900, 5900 и 200 HS Hydraulic комплектуются дополнительным устройством для нанесения светоотражающих стеклошариков и вторым распылительным пистолетом, что позволяет чертить на дорожном покрытии сразу две линии. Кроме того, модель 200 HS Hydraulic оснащена помпой высокого давления с гидравлическим приводом для одновременного нанесения сплошной и прерывистой линии. Маркировочные аппараты Line Lazer могут дополнительно комплектоваться мини-тягачом Line Driver, превращаясь, таким образом, в самоходные разметочные машины. Марина Народовая, фото автора