Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Технический прогресс - виток история Эмануэль Сведенборг и его изобретения Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Екклесиаст Изобретение постфактум История техники знает немало случаев, когда изобретения создавались «заново». Иногда — по прошествии нескольких десятилетий, иногда — через несколько лет, а иногда (и отнюдь не редко) изобретение рождалось в разных странах одновременно. Такое положение дел подтверждает хрестоматийный пример. В 1763 г. уральский мастеровой Иван Ползунов построил универсальный паровой двигатель. Через год Ползунов умер, а его машину растащили. Никто в мире о ней не узнал, поскольку патентный закон в России был принят лишь через полвека (в 1812 г.). Спустя несколько лет после ползуновской машины универсальный паровой двигатель «создает» английский изобретатель Джеймс Уатт. В нем он использовал конденсатор пара и маховик, а главное — реализовал подвод пара к поршню с обеих сторон. В машине Уатта поршень двигало избыточное давление расширяющегося пара. Благодаря этим и многим другим новациям Уатт создал мощную установку и добился ее устойчивого и плавного хода. Это было трудное дело. Используя основные принципы механики, конструктор смог «запрячь» в машину тепло, полученное сжиганием дров и угля, а позднее — и различных видов жидкого топлива. В результате, 29 апреля 1769 г. король Георг III даровал Джеймсу Уатту патент № 913 на паровой двигатель, радикально изменивший жизнь человека и превративший мир мускульной силы в мир работающих машин. На надгробном камне изобретателя высечена надпись: «Расширил богатства своей страны, умножил мощь человека и тем возвысился в ряды славнейших ученых и истинных благодетелей человечества». «Огненная машина» перестала быть чудом и нашла реальное воплощение в развивающихся мануфактурах. Придав своему устройству очевидную функциональность, Уатт привлек внимание человечества к огромным возможностям практического использования процесса преобразования тепла в движение. Ключом к успеху изобретателя был неутомимый творческий поиск, опирающийся на достигнутые знания. Родоначальник воздушной подушки Специалистам известно, что лодку на воздушной подушке изобрел англичанин Кристофер Кокерелл в 1955 г. Однако впервые подобную идею за два столетия до него высказал швед Сведенборг, предложивший в 1716 г. ручные «воздушные весла» для направления воздуха под днище лодки. Эти весла не были запатентованы, поскольку первый патентный закон Швеции был принят в 1834 г. Да и замысел не был реализован — разработчик убедился, что управлять таким аппаратом одному человеку не по силам. Несмотря на это, ученый, изобретатель и философ-мистик Эмануэль Сведенборг (1688–1772 гг.) — чрезвычайно любопытная фигура. Его талант поражает своей многогранностью, а имя Сведенборга по праву стоит в списке титанов XVIII в. Эмануэль родился в Стокгольме в семье епископа, полкового священника Еспера Сведенберга. Причем в самый подходящий момент для человека подобного склада ума и характера — век рационализма стучался в двери. Будущий изобретатель сперва выучился на переплетчика, столяра и часовщика, потом наладил производство линз и научных инструментов. Прилежный мальчик получил блестящее образование в Упсальском университете, где изучал философию, филологию, математику, астрономию и естественные науки. В 1709 г. он защитил академическую диссертацию об изречениях римских философов. Разносторонне образованный человек, одновременно филолог и математик, философ и естествоиспытатель, механик и богослов, Эмануэль Сведенберг еще в молодости объехал почти всю Европу. В европейских университетах он изучал естественные и математические науки и описывал познанное в опытах по физике. Сведенберг даже хотел поговорить с Исааком Ньютоном, но из этого ничего не вышло. Помимо всего прочего Эмануэль рисовал карты для глобусов, занимался алгеброй и новой астрономией. Это именно ему мы обязаны способом измерения долгот и трактатом о диаметре Луны. Сведенберг предвосхитил также небулярную гипотезу Канта–Лапласа. В 1716 г. он начал издавать в Упсале научный журнал, который красиво назвал Daedalus hyperboreus («Дедал гиперборейский»), и выпускал его двадцать лет. Ученый первоначально посвятил себя физико-механическим наукам и горному делу, написал значительное число научных работ в этой области и завоевал известность целым рядом остроумных изобретений. Он был сугубый практик, и время требовало практических решений. Автор ряда технических проектов, Сведенберг предложил конструкцию летательного аппарата с жестким крылом, а также субмарину для военных нужд. В 1717 г. он вежливо отклонил предложенную шведским королем кафедру астрономии, объяснив это равнодушием к умозрительным наукам. Во время дерзких войн короля Карла XII, служа военным инженером, Сведенберг разработал и внедрил устройство для перемещения кораблей волоком на расстояние до 14 миль. Именно ему было поручено сооружение системы каналов и шлюзов, соединяющих Стокгольм с Гетеборгом. В 1734 г. в Саксонии вышли три тома его Орега philosophica et mineralia («Сочинения философские и минералогические»). Петербургская академия наук избрала Сведенберга почетным членом, а Карл XII назначил его асессором горной коллегии. Вскоре после этого Эмануэль создал машину, использовавшуюся для перевозки шведской артиллерии под стены норвежской крепости Фредрикстен. Во время ее осады 30 ноября 1718 г. мушкетной пулей был убит король-солдат Карл XII. На престол взошла его младшая сестра Ульрика Элеонора, а год спустя она возвела естествоиспытателя и философа в дворянское достоинство, в результате чего Сведенберг превратился в Сведенборга. Эмануэль Сведенборг свободно говорил и писал на нескольких европейских языках. Анатомия и химия, алгебра и физика вдохновили его на множество сочинений, которые он излагал, как тогда и было принято, по латыни. Видный государственный служащий Сведенборг работал в департаменте горнорудной промышленности и заседал в сенате. При этом, не доверяя латинским версиям Священного Писания, выучил иврит и древнегреческий. Награда многогранности Всего перечисленного Сведенборгу было бы достаточно, чтобы остаться в истории молодой, крепкой и рациональной королевской шведской империи моряков, ремесленников и солдат. Но за лентой оранжевых ноготков среди газона на Марияторгет в Стокгольме ему поставлен строгий памятник как великому теософу. На камне памятника установлен медный барельеф, где изображен старый человек, ведущий ребенка к свету. В настоящее время общины последователей теософии Сведенборга существуют в различных странах (преимущественно в США и Великобритании). К сожалению, современному русскому читателю имя Сведенборга почти неизвестно, хотя его труды вдохновляли таких писателей и мыслителей, как В. Соловьев, Ф. Достоевский и А. Белый. В старости Эмануэль Сведенборг носил костюм из черного бархата и шпагу с причудливой рукоятью, вел стоический образ жизни, питался молоком, кофе и хлебом. Скончался великий изобретатель и теософ в 1772 г. в Лондоне. Однако прошло время, и мечта Сведенборга создать лодку на воздушной подушке воплотилась в жизнь. Мы совсем не удивляемся, когда видим на экране телевизоров быстроходную машину в «юбке». Поражают только размеры и мощь десантных кораблей ВМФ. Не забыто и патентование инноваций в этой области. В частности, с целью повышения КПД, уменьшения сопротивления движению и обеспечения управляемости судна в условиях волнения акватории питерские изобретатели в последние годы усовершенствовали ряд его узлов. Такие изменения защищены патентами RU №№ 2097231, 2167775, 2174925 и 2182089. Алексей Ренкель, патентовед