Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Выставочная индустрия сегодня: проблемы и решения Считается, что после удачного литературного дебюта автору невероятно сложно повторить свой успех во второй книге. Похожая ситуация прослеживается и в выставочном бизнесе. После удачного прошлогоднего старта выставочного форума 5pEXPO существовали некоторые опасения — сумеет ли команда ЗАО «Экспоцентр» развить успех. Сегодня, по завершении второго мероприятия, с уверенностью можно утверждать — да, им это удалось. Причем удалось не в последнюю очередь благодаря насыщенной деловой программе форума, где ведущие специалисты выставочной отрасли имели возможность поделиться своим опытом и знаниями с представителями регионов. Программа включала в себя несколько тематических блоков. Так, большой круг семинаров и презентаций был посвящен организации и продвижению выставочных проектов. Отдельно обсуждались взаимоотношения выставочников и представителей государственных структур. Ну и, разумеется, немало говорилось о проблемах, существующих внутри отрасли. Напомним, что название форума — 5pEXPO — носит символический характер и включает в себя пять составляющих выставочного бизнеса. Это place — выставочные и конгрессные центры, product — предложение выставочных услуг, price — стоимость участия, promotion — продвижение выставочных проектов и partnership — партнерство. «У нас» — текущий момент Если еще несколько лет назад обсуждение дел внутри выставочной индустрии, как правило, начиналось с сетований организаторов форумов на недостаток современных, хорошо оснащенных выставочных площадей, то сегодня с компонентом place произошли разительные перемены. За прошедший год в Москве было введено в строй несколько солидных площадок. Это и павильон № 8 в Экспоцентре общей площадью 20 тыс. м2, и завершение строительства павильона № 3 в «Крокус Экспо» (450 тыс. м2) с конгрессным залом на 6000 мест. На подходе Международный комплекс «Россия» на ВВЦ и конгрессно-выставочный центр на Красной Пресне. Расширяются также выставочные площади ВК «Ленэкспо» в Санкт-Петербурге. Кроме того, современные ВЦ построены в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Самаре, Перми и других городах. С появлением достаточного количества новых площадок главным на повестке дня выставочников стал вопрос по компоненту product — предложению выставочных услуг. Иначе говоря, появились проблемы с заполнением ВЦ и окупаемостью сделанных вложений. Напомним, что на сегодняшний день в мире насчитывается около 150 выставочных тематик. Учитывая давно сформировавшуюся структуру современного производства и постепенное сближение потребительских предпочтений в разных частях света, что-то новое придумать крайне сложно. Отсюда неизбежно следует пересечение и повторение выставочных проектов. Проблема мероприятий-клонов существует во всем мире, но только у нас в стране некоторые компании додумались проводить однопрофильные выставки в одном и том же городе в одно и то же время. В результате, вместо partnership (партнерства) происходит совершенная дезориентация посетителей и экспонентов, которым трудно определить, какое мероприятие предпочесть. Существуют вопросы и по promotion — продвижению выставочных проектов. Например, организаторы презентуют свое мероприятие как машиностроительную выставку № 1 в России. Но обнаруживается, что подавляющую часть экспозиции составляют станки китайского производства. Такой техники на отечественном рынке с каждым годом становится все больше, и в этом нет ничего плохого, но возникает вопрос — зачем сознательно вводить посетителей и потенциальных клиентов в заблуждение? Возможно, из-за неверного позиционирования кто-то из пришедших на выставку в надежде познакомиться с образцами российского машиностроения ушел разочарованным, а тот, кто действительно нуждался в китайском оборудовании, упустил выгодную возможность его посмотреть и приобрести. Еще одна, не менее острая проблема, — периодичность проведения российских форумов. Как правило, выставки В2В-формата («бизнес для бизнеса», или производство средств производства) проходят у нас ежегодно. Логика организаторов понятна. Для них во главе угла стоит стоимость участия (компонент price). Поэтому, если мероприятие собирает экспонентов и приносит доход, зачем отказываться от его проведения. Но каково посетителям, которые регулярно посещают выставку, приезжая для этого порой из весьма отдаленных уголков страны? Вместо новинок они вынуждены осматривать стенды одних и тех же компаний, очень часто стоящие на одних и тех же местах и демонстрирующие то же, что и год, и два, и три назад. Из радостного события и премьеры такой форум постепенно превращается в рутину. Как это происходит «у них» Между тем накоплено достаточно много способов, позволяющих разнообразить выставочный календарь. Можно, например, обратиться к опыту Германии, которую не случайно называют страной выставок. Пять из десяти наиболее прибыльных выставочных компаний базируются именно тут, и здесь же расположен крупнейший в мире ВЦ Hannover Messe, имеющий в своем распоряжении 480 тыс. м2 выставочных площадей. Так вот, форумы с долгой и знаменитой историей проводятся в Германии один раз в два, три, а то и четыре года. Это обусловлено тем, что в технологически сложившихся отраслях (металлургии, полиграфии, светотехнике и пр.) новинки выпускаются далеко не регулярно. Есть и еще одна важная особенность. Германские выставки длятся не три–четыре дня, как у нас, а от недели до трех. За этот срок все желающие не просто успевают посетить такие мероприятия, но и спокойно могут побывать практически на всех семинарах и презентациях, проводимых большинством экспонентов. При этом в рамках деловой программы организуются конференции и круглые столы, где обсуждаются проблемы и перспективы развития того или иного вида производства. Таким образом, форум превращается в центральное событие отрасли, на которое съезжаются заинтересованные лица со всех концов света. Подобная «долгоиграющая» выставка становится буквально золотой жилой для города, в котором проводится. В обслуживание участников и посетителей вовлечены гостиницы, рестораны, таксофирмы и другие предприятия малого бизнеса, что через налоги дает весомую прибыль местному бюджету. Отнюдь не случайно совладельцами большинства выставочных центров Германии выступают муниципальные власти. Например, хозяевами хорошо известной в России компании Messe Duesseldorf являются город Дюссельдорф, промышленное предприятие Duesseldorf-Reisholz AG, федеральная земля Северная Рейн-Вестфалия, а также Торговая и Ремесленная палаты Дюссельдорфа. Разветвленная структура владения заставляет рассматривать выставки не просто как средство быстрого извлечения прибыли, но и как стратегически важный для местных властей проект, над развитием которого надо постоянно работать. Зарубежные выставочники умело варьируют и формат своих мероприятий. Например, один год проводится традиционный форум новинок строительной техники, а в следующем уже проходит так называемое демо-шоу серийного оборудования, где каждый посетитель может опробовать представленные образцы своими руками. Причем, чтобы не путать форматы, мероприятия имеют разные названия, и организаторам не приходит в голову представить выставку-шоу «событием № 1 в отрасли». В Соединенных Штатах, обладающих, подобно России, довольно протяженной территорией, выставки по схожей тематике могут проводиться, например, по четным годам на западном побережье, а по нечетным — на восточном. При этом на них собирается разный круг участников, которые не мешают друг другу в презентации продукции и предоставлении услуг. Что дальше Российский выставочный бизнес сосредоточен сейчас главным образом в Москве (26% от всех проходящих в стране выставок и 38,6% от всех экспонентов) и Санкт-Петербурге (6% и 14,3% соответственно). Такая чрезмерная концентрация никому не идет на пользу, поскольку, с учетом пересечения выставочных программ различных компаний, в той же Москве ежегодно проводится несколько форумов, посвященных одной и той же теме. Думается, что превращение самых успешных столичных мероприятий в сетевые проекты с выносом в другие российские города и на территорию сопредельных государств могло бы дать новый импульс развитию отечественной выставочной индустрии. Кроме того, московским и питерским выставочникам удалось бы внести вклад и в оживление деловой активности в регионах. Прецеденты подобного рода уже имеются. Пока ЗАО «Экспоцентр» еще только мониторит ситуацию на местах, а Группа «Крокус» ведет переговоры, международная компания ITE Group выкупила 100% акций выставочного общества «Сибирская ярмарка» (г. Новосибирск) и собирается наращивать свое присутствие в этом регионе. Отметим также, что компания Messe Duesseldorf уже проводит форум «Уголь России & Майнинг» в Новокузнецке, а фирма Messe Stuttgart — винодельческую выставку в Краснодаре. В связи с этим напрашивается логичный вывод: если наши выставочники не пойдут в регионы сегодня, то завтра их место может занять кто-нибудь другой. Марина Народовая, фото автора