Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Строительный крепеж: незаметный и незаменимый Строительный крепеж — это обобщенное название приспособлений для соединения элементов машин, строительных сооружений и различных конструкций. И хотя после сборки крепежные элементы делаются почти незаметными, без них невозможно практически ничего построить. В строительном крепеже выделяют две основные группы. К первой принято относить крепежные элементы, имеющие определенный шаг резьбы. Это болты, винты, гайки, метрические шпильки и т. п. Обобщенно их называют метрическими изделиями. Во вторую группу входят различные виды и конфигурации таких приспособлений, как шурупы, саморезы, дюбели, анкеры и, конечно, гвозди. В обеих группах различают как бытовой, так и производственный крепеж. Первый (в отличие от второго) помимо крепления часто выполняет еще и декоративную функцию. Общий объем годового потребления строительного крепежа в России оценивается в 160 тыс. т (или 250 млн долл.). Последние несколько лет, в связи с бумом на строительном рынке, потребности в строительном крепеже ежегодно возрастают в среднем на 15%. При этом лишь 25% его производится российскими предприятиями, остальное — импорт. Например, в 2007 г. среди импорта готовых металлоизделий (метизов) именно крепеж занимает лидирующую позицию — 56,6% (см. табл. 1). Объемы импорта крепежных изделий более чем в 2 раза превосходят импорт проволоки и оставляют далеко позади все остальные виды метизов. На фоне такого двукратного роста объемов импорта российские производители постепенно сдают свои позиции, теряя каждый год от 5 до 7% рынка. Почему Китай Основными поставщиками крепежа в Россию выступают Китай (свыше 50% от общего объема импорта) и Тайвань (22,3%). Доли остальных стран составляют незначительный процент. В частности, Украины — 4,2%, Германии — 2,6% и т. д. Интересно проследить и динамику китайского крепежа в РФ. Так, в 2005 г. объем его поставок составлял 8401 т, в 2006 г. эта цифра увеличилась до 23 007 т (т. е. возросла на 274%), а в 2007 г. поднялась до 131 443 т (571% к 2006 г.). Поэтому можно сделать вывод, что последние три года импорт крепежа из Китая рос лавинообразными темпами. Его не смогла остановить даже попытка российских метизников возбудить весной 2007 г. антидемпинговое расследование против китайских производителей. Причиной такого стремительного скачка является не только ставший притчей во языцех «дешевый» китайский труд. (Кстати, как отмечают многие аналитики металлургического рынка, стоимость металла, энергетики и даже рабочей силы в Китае сейчас не слишком отличается от аналогичных российских показателей.) Известно, что конкурентоспособная цена изделий зависит, прежде всего, от технологической оснащенности производства. Процесс же выпуска крепежа в Китае является высокоавтоматизированным. Производство крепежных изделий в юго-восточной Азии началось после Второй мировой войны. США активно размещали в регионе свои военные базы и построили на Тайване завод, выпускавший крепеж для нужд американской армии. Благодаря этому почти случайному обстоятельству Тайвань является сегодня не только мировым лидером по выпуску сложного, высокотехнологичного крепежа, используемого в автомобильной промышленности и авиации, но и ведущим разработчиком оборудования для его изготовления. В дальнейшем производство простых крепежных изделий постепенно было перенесено в Китай, который за короткий период (7–10 лет) нарастил их объемы выпуска до 4–5 млн т/г. И это при том, что общемировое изготовление крепежа составляло 14–15 млн т/г. Таким образом, на сегодняшний день российская промышленность не способна конкурировать с китайским импортом. Производством метизов, к которым относится и крепеж, в РФ сейчас занимаются лишь несколько крупных холдингов. Это, прежде всего, предприятия группы «Северсталь-метиз», чья доля от общего объема производства равна 28,5%, ОАО «ММК-Метиз» (26,2%) и группа «Мечел» (около 17%). В числе лидеров следует также назвать компании «Евразхолдинг» и «Металлургический холдинг», на долю которых приходится по 9–10%. В результате за металлургическими гигантами России закреплено более 80% российского производства метизов, до 12% приходится на компании средней руки и лишь 3% остается малым предприятиям. В других же странах картина прямо противоположная. Так, на Тайване доля малых и средних фирм в выпуске метизов составляет около 80%, в США — 70%, а в Европе приближается к 60%. Следует отметить, что при современном уровне автоматизации метизного производства себестоимость изделий, выпускаемых малыми предприятиями, оказывается не выше, чем у гигантов отрасли. Кроме того, мелкие компании способны быстрее подстраиваться к изменениям рыночной конъюнктуры. Структура рынка Исторически сложилось, что в СССР изготавливался лишь общий машиностроительный крепеж, а обычного бытового, применяемого дома или на даче, остро не хватало. В это же время китайское крепежное производство изначально ориентировалось на самого широкого потребителя. Сейчас наибольшим спросом на рынке (см. табл. 2) пользуются нарезные изделия: болты (36,8%), шурупы (18,9%) и саморезы (15,7%). Это свидетельствует о том, что с появлением высококачественных строительных материалов и наличием большого разнообразия отделочных работ мастера постепенно стали «уходить от молотка», предпочитая ему электроинструмент. Да и сегодня вряд ли кто начнет прибивать дорогое напольное покрытие или стеновые облицовочные панели ржавыми гвоздями. Однако российские заводы в настоящее время нарезных изделий или не выпускают вовсе, или их производство очень ограничено. Кроме того, китайские компании уже прочно заняли на российском рынке нишу бытового крепежа, поэтому целесообразность развития собственных аналогичных структур у многих экспертов вызывает большие сомнения. Однако это отнюдь не означает, что РФ должна вовсе отказаться от крепежного производства. На рынке крепежа, кроме массового ассортимента, существует множество специальных позиций, выполняемых под заказ. Раньше большинство заводов изготавливали эти комплектующие сами, но в последние годы многие посчитали целесообразным приобретать подобные крепежные изделия на стороне. Объемы производства здесь значительно ниже, чем в случае с бытовым крепежом, зато наценка на себестоимость может превышать 100%, поскольку фактор цены для потребителя тут вторичен, главное — оперативность и четкость поставки. Кроме того, для выполнения мелких, но весьма рентабельных заказов вовсе не требуется дорогостоящее оборудование, необходимое при производстве массового ассортимента. Да и самым выгодным для выпуска продуктом является гайка. Комплект же тайваньского оборудования для предприятия мощностью 500 т/мес. и ассортиментом гайки от М6 до М20 стоит около 3,5 млн долл. при необходимой производственной площади 200–300 м2. Все это вполне способна потянуть и компания среднего размера. Стоит учитывать и такой момент. Для того чтобы раскрутиться, новой фирме следует хорошо знать ситуацию на рынке, а здесь мало кто может сравниться с торговыми компаниями. Именно поэтому в последнее время в российской крепежной отрасли наметилась новая тенденция — предприятия, успешно торгующие подобным товаром, стали открывать собственные производства. И это выгодно, поскольку они успевают реагировать на запросы отечественных потребителей быстрее далеких китайцев. Однако в крепежном ассортименте есть позиции, которые ни нашему, ни китайскому малому бизнесу не по плечу. И прежде всего — это гвозди. В общем объеме импорта метизов (см. табл. 1) они выделены отдельной строкой, хотя и занимают скромные 3,5%. Выпуск таких изделий не требует больших затрат на оборудование. Тут надо лишь определиться с поставщиком стальной проволоки, являющейся основным сырьем для изготовления гвоздей. Ее главными производителями в России являются уже перечисленные металлургические холдинги, которые одновременно выпускают и гвозди. Цена, запрашиваемая такими компаниями за проволоку, зачастую может оказаться выше, чем рыночная стоимость самих гвоздей. Доля добавленной стоимости здесь невелика, а наценка на готовую продукцию составляет порядка 5%, поэтому, чтобы сделать производство гвоздей рентабельным, их надо продавать буквально вагонами. Однако на стандартном 60-тонном вагоне подобных изделий стоимостью 600 тыс. руб. (по цене 10 руб. за 1 кг) можно заработать лишь 30 тыс. руб. Несмотря на такое положение дел, нашим метизникам удается не только удерживать за собой отечественный рынок гвоздей, но и успешно осваивать просторы СНГ, Европы и даже Китая. Недаром в российском экспорте готовых металлоизделий гвозди занимают вторую позицию после проволоки. Марина Народовая (в публикации использованы данные сайтов www.rosmetiz.ru и www.metalinfo.ru)