Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Транспортный комплекс в долгосрочной перспективе По утверждению аналитиков, бурное развитие часто создает больше проблем, чем решает. В полной мере это относится к Москве — крупнейшему мегаполису Европы. Сегодня ее развитие невозможно себе представить без решения транспортных проблем, острота которых усугубляется с каждым годом. Перспективы совершенствования транспортного комплекса Москвы (ТКМ) приведены в проекте уточненного Генерального плана развития столицы до 2025 г. Этот документ, одобренный московским правительством 4 декабря 2007 г., содержит развернутый анализ основных задач, которые необходимо решить в рамках программы развития столичной транспортной системы. Приоритетные задачи Главное внимание в документе уделяется улучшению качественных показателей обслуживания пассажиров — сокращению затрат времени населения на передвижения и снижению наполнения салонов подвижного состава. Первый показатель (затраты времени) в соответствии с «Нормами и правилами проектирования планировки и застройки Москвы» (МГСН 1.01-99) не должен превышать 50–55 мин. для 70–75% от общего числа трудозанятого населения, а по СНиП 2.07.01-89 — 40–45 мин. для 80–90% пассажиров. Вместимость подвижного состава на расчетный срок (2025 г.) по СНиП 2.07.01-89 и МГСН 1.01-99 принимается исходя из числа занятых мест для сидения и четырех/трех стоящих пассажиров на 1 м2 свободной площади пола соответственно для обычного наземного и скоростного внеуличного транспорта. Планом предусмотрено также: J формирование комплекса объектов внешнего транспорта с удобными внутригородскими пассажирскими связями между собой; J комплексное взаимоувязанное развитие всех видов транспортных средств для обеспечения максимума удобств населению; J сохранение приоритета в развитии массовых видов городского пассажирского транспорта при одновременном сокращении накопленного дефицита протяженности улично- дорожной сети; J ускоренное развитие системы внеуличного транспорта; J развитие и совершенствование системы пересадочных узлов, обеспечивающих взаимодействие всех видов транспорта, включая общественный и индивидуальный, а также расширение сети терминалов, парковок и задерживающих стоянок; J снижение негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду. Решение подобных задач требует осуществления целой системы мероприятий. Во-первых, увеличения количества и повышения качества подвижного состава. Во-вторых, модернизации и развития соответствующей материально-технической базы (МТБ). В-третьих, обеспечения транспорта высококвалифицированными специалистами. И, наконец, повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий. Совершенствование транспортной инфраструктуры предполагает приоритетное развитие системы транспорта, которое должно обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики, преодолеть хроническое отставание от потребностей города. Необходимо перейти на качественно новый уровень обслуживания населения. Формирование пересадочных узлов направлено на интеграцию в единую систему всех видов транспортных средств — метрополитена (действующего, перспективного экспрессного, легкого и мини-метро), железной дороги (пригородно-городской, городской, линий город–аэропорт), а также легкого рельсового, наземного пассажирского и индивидуального автомобильного транспорта. При этом для каждого вида генеральный план формулирует свой комплекс требующих решения задач. Прежде всего, это приоритетное развитие метрополитена (действующей системы и будущих экспресс-линий), как основного вида городского скоростного внеуличного транспорта. Проект включает сооружение новых линий и пересадочных узлов, внедрение маршрутного движения поездов на линиях нового поколения для повышения уровня транспортного обслуживания населения. Необходимо также снижение загрузки действующих линий и узлов, обеспечение равноценного обслуживания метрополитеном территории города, в т. ч. удаленных периферийных районов. Железнодорожное сообщение. Генплан предусматривает модернизацию и развитие железных дорог пригородно-городского и городского сообщения, включая организацию экспрессного и скоростного движения поездов. Такие меры позволят повысить роль железных дорог в обеспечении транспортного обслуживания населения, улучшить условия перевозок жителей по территории города, а также транспортные связи между Москвой и областью. Наземный городской пассажирский транспорт (НГПТ). Перечень необходимых мероприятий предполагает, в частности, строительство троллейбусных линий, организацию новых маршрутов, выделение обособленных полос движения под общественный транспорт. Планируется также модернизация и развитие материально-технической базы, повышение качества подвижного состава, в т. ч. для снижения его негативного воздействия на окружающую среду. Схема развития метрополитена Система скоростного внеуличного транспорта (СВТ) — основа всей транспортной сети города, а метрополитен — ее важнейший вид. Общая протяженность сети метрополитена в Москве на расчетный срок (к 2025 г.) при обеспечении нормативных условий пассажироперевозок на перспективу (три человека на 1 м2 свободной площади пола салона вагона при занятых местах для сидения) должна составить 600–650 км. Схема будет включать действующую радиально-кольцевую систему, сеть экспрессных линий, мини-метро от ст. Киевская до ММДЦ «Мос-ква-Сити» и легкий метрополитен (существующую Бутовскую линию, продленную в Новокурьяново и до ст. «Битцевский парк»). Действующая радиально-кольцевая система предусматривает: J формирование диаметральных Люблинско-Дмитровской, Арбатско-Покровской и Митинско-Калининской линий; сооружение новой ветки через Капотню и Нагатинскую пойму к кольцевой линии метро; J продление существующих линий: Замоскворецкой — в Ховрино и Братеево, Сокольнической — вдоль Щелковского шоссе в Гольяново и Теплый Стан, Калининской — в Новокосино, Таганско-Краснопресненской — в Жулебино; J сооружение Большого кольца метрополитена в срединной зоне города. Система экспрессных линий пройдет из крупных городских образований ближайшего пригорода через периферийные районы Москвы по радиальным направлениям к центральной части города. Предлагается сооружение таких линий по восьми направлениям: Молжаниновский – Химки – Куркино, Мытищи – Ярославский, Балашиха – Реутов – Ивановское, Люберецкие поля – Косино – Ухтомский (Кожухово) – Выхино – Жулебино, Видное – Бирюлево, Дудкино – районы вдоль Ленинского проспекта, Рассказовка – Новопеределкино – Солнцево – районы вдоль Мичуринского проспекта, Красногорск – Строгино. Для проектируемой схемы метрополитена на расчетный срок необходимо иметь 30 электродепо, под девять из которые нужно зарезервировать площадки. Первый этап реализации программы развития метрополитена разработан на период 2010–2015 гг. Общая протяженность его сети в Москве на 2010 и 2015 г. составит соответственно 302,8 и 346,7 км. За период 2007–2010 гг. предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию 24 км линий метрополитена. В течение 2011–2015 гг. намечается ввести в действие еще 43,9 км, в частности, участки Замоскворецкой линии: Красногвардейская – Братеево с электродепо (2,9 км), Бутовской линии: Старокачаловская – Битцевский парк и Бунинская аллея – Новокурьяново с электродепо (10,1 км). Предполагается продлить и другие ветки, например, Люблинско-Дмитровскую: Марьина Роща – Лихоборы с электродепо (8,04 км) и Митинско-Строгинскую: Волоколамская – Митино с электродепо (4,3 км). Сроки и объемы сооружения новых линий и объектов метрополитена будут корректироваться в соответствии с годовыми инвестиционными программами. Железная дорога пригородно-городского сообщения С целью повышения роли железнодорожного сообщения в транспортном обслуживании населения, улучшения условий перевозок и транспортных связей между Москвой и областью предусматривается модернизация и развитие железных дорог пригородно-городского и городского хозяйства. При этом предполагается формирование соответствующих пересадочных узлов для связи с городским скоростным внеуличным и наземным транспортом. План развития пригородно-городского сообщения включает следующие мероприятия: J сооружение дополнительных главных путей по ряду направлений: Ярославскому, Горьковскому, Рязанскому, Курскому, Павелецкому, Смоленскому, Киевскому и Рижскому; J развитие пяти наземных диаметров — как существующих (Курско-Рижского, Курско-Смоленского, Савеловско-Смоленского), так и новых (Курско-Октябрьского и Рижско-Горьковского), а также сооружение двух подземных диаметров («глубоких вводов») — Ярославско-Павелецкого и Киевско-Рязанского; J организацию зонных станций на территории Москвы и в ближайшем пригороде для обеспечения движения поездов в различных режимах: обычном, экспрессном и скоростном (для авиапассажиров); J строительство новых остановочных пунктов на радиальных направлениях железной дороги для улучшения обслуживания населения и организацию удобных узлов пересадки на линии СВТ; J обустройство существующих остановочных пунктов и зонных станций, реконструкцию прилегающих территорий; J организацию пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги с сооружением 30 остановочных пунктов, дополнительных путей для совместного движения пассажирских и грузовых составов, городских и экспрессных поездов между аэропортами, а также пересадочных узлов. J увеличение частоты движения поездов и улучшение условий поездки; J замену устаревших типов подвижного состава новыми, современными. Наземный городской транспорт В целях улучшения обслуживания населения генеральным планом предусматривается увеличение общей протяженности линий всех видов наземного городского пассажирского транспорта с развитием сети на основных радиальных и кольцевых магистралях города. Преимущественно это коснется периферийной зоны районов массового жилищного строительства. Как известно, основу системы НГПТ в столице составляют автобусные и троллейбусные маршруты, на которые ложится главная часть транспортной нагрузки. В рамках проекта предлагается построить 220 км троллейбусных линий в периферийных районах города, в частности, в Куркино (19 км), Митино (24,8 км), Новокосино (39,5 км), Жулебино (18 км), Марьино (49 км) и др. Параллельно предусматривается организация новых маршрутов автобуса на действующей и проектируемой улично-дорожной сети с обеспечением нормативных условий обслуживания населения. (В целях последнего намечается также широкое использование транспорта коммерческих операторов.) Протяженность сети действующих трамвайных маршрутов сохранится практически на существующем уровне. Однако при этом предполагается развитие линий скоростного трамвая с соответствующим технико-экономическим обоснованием. Особое внимание в проекте уделяется наращиванию плотности сети наземного общественного транспорта с размещением автовокзалов и автостанций, в т. ч. и на периферии территории столицы. Помимо развития сети автобусно-троллейбусных маршрутов, необходимо и совершенствование соответствующей инфраструктуры. Так, для технического обслуживания, хранения и ремонта подвижного состава требуется значительное увеличение количества парков, депо, стоянок и территорий под их размещение. Новые автобусные парки нужно запроектировать для всех предприятий НГПТ, включая частных перевозчиков. При этом они должны быть рассчитаны на использование нескольких видов топлива (газа, бензина и т. д.) и иметь территорию площадью не менее 8 га. В связи с расширением подобной инфраструктуры возникает необходимость более эффективного использования территорий, предусмотренных для развития мате- риально-технической базы НГПТ. С этой целью предлагается рассмотреть возможность размещения над территориями парков и стоянок общественного транспорта городских объектов — паркингов и автостоянок легковых автомобилей, общественно-деловых и коммерческих центров. К расчетному сроку прогнозируется рост количества депо и парков с 32 до 43. Территория под размещение объектов МТБ составит около 300 против 210 га в настоящее время. Дорожно-мостовое строительство Расширение системы магистралей предусматривает поэтапное формирование перспективной схемы городской улично-дорожной сети в увязке с сетью дорог Московской области и Центрального экономического района. В этом аспекте приоритетной задачей является развитие системы кольцевых и поперечных направлений — четвертого транспортного кольца, Северной и Южной рокад, а также радиальной сети. Последнее предполагает: J реконструкцию существующих и строительство новых магистралей; J обеспечение ввода федеральных автомобильных дорог в пределы МКАД; J приведение в соответствие планировочных параметров магистралей Москвы и области. В целях сокращения затрат при проектировании дорог и магистралей общегородского значения предусматривается строительство магистральных коллекторов для прокладки кабельных линий электропередачи и тепловых сетей. К расчетному сроку протяженность улично-дорожной сети должна составить 5900 км, в т. ч. магистральных улиц — 2534 км. Плотность сети достигнет 5,45 км/км2 от всей территории города, при этом магистральной — 2,34 км/км2. Динамика строительства и реконструкции магистралей и транспортных развязок приведена в табл. 1. Протяженность магистральной улично-дорожной сети к 2015 г. составит 1435 км при плотности 1,32 км/км2, а количество крупных транспортных сооружений (включая девять глубоких тоннелей) достигнет 420. В целом улично-дорожная сеть будет иметь протяженность 4850 км при плотности 4,47 км/км2. Гаражи и стоянки Одним из важнейших аспектов развития транспортной инфраструктуры является дальнейшее наращивание фонда машино-мест для хранения и паркирования легковых автомобилей. К 2025 г. планируется достичь не менее 70-процентной обеспеченности населения машино-местами, при этом на первом этапе реализации плана (2015 г.) этот показатель должен составить не менее 55%. Фонд машино-мест для хранения и паркирования к расчетному сроку предполагается увеличить на 2,6 млн ед. При этом количество мест под хранение легковых автомобилей населения города вырастет на 1,7 млн ед., а для паркирования автомашин посетителей объектов различного функционального назначения — на 0,9 млн ед. Общее количество мест для парковки включает приобъектные, кооперированные и перехватывающие стоянки. Что касается последних, то планом к 2025 г. предусмотрено формирование целого их каскада общей вместимостью 250 тыс. машино-мест. На подходах к границам города предполагается выделить 100 тыс. машино-мест, к границам Центрального административного округа (ЦАО) и Садовому кольцу — 150 тыс. Согласно первому этапу реализации плана, к 2015 г. соответствующие цифры составят 150, 30 и 120 тыс. машино-мест. Темпы прироста фонда сети перехватывающих стоянок представлены в табл. 2. Гаражно-стояночное строительство может осуществляться за счет как средств городского бюджета, так и внебюджетных поступлений. Проблемы интеграции Развитие и совершенствование транспортного комплекса столицы невозможно, как уже указывалось, без интеграции транспортной инфраструктуры Москвы и области. Это предполагает, в частности, создание единой системы московского железнодорожного узла с организацией пригородного скоростного сообщения на участках Москва–Раменское, Москва–Железнодорожный, Москва–Королев и др. Решить такую задачу невозможно без максимального выноса грузовой работы с Московской кольцевой (МКЖД) на Большую московскую окружную (БМЖД) железную дорогу. Необходим также перенос специализированных грузовых терминалов на пересечения БМЖД и радиальных железно- и автодорожных направлений. Помимо этого, планом предусматривается интеграция ТКМ в региональную систему автомобильных дорог и пригородно-городского общественного транспорта, с устройством обходов городов, обеспечивающих разгрузку наиболее напряженных магистральных направлений. В числе последних — магистраль Москва – Санкт-Петербург, северный обход г. Одинцово на федеральной автомагистрали М-1 «Беларусь», южный обход г. Балашихи на федеральной магистрали М-7 «Волга». Решение подобных задач предполагает ограничение транзитных транспортных потоков на территории г. Москвы, ближнего пригорода и сопредельных с Москвой городов области. Кроме того, необходимо создание системы поперечных связей в соответствии с планируемой сетевой структурой Московской области между МКАД и ЦКАД для перераспределения радиальных потоков. Дополнительно интеграция транспортной инфраструктуры должна включать устройство зонных станций, позволяющих осуществить оборот поездов, на базе действующих комплексов в районе ст. Нахабино, Люберцы-1, Реутово и др. Для реализации путевого развития будут организованы депо хранения подвижного состава вдоль железнодорожных направлений. С целью улучшения пригородного и внутригородского сообщения можно использовать и существующие пути, на которых не налажено пассажирское движение, например, железнодорожную ветку до г. Лыткарино. Следующей задачей является интеграция ТКМ в региональную систему автомобильных дорог и пригородно-городского общественного транспорта с устройством обходов городов. Цель таких мероприятий — разгрузка наиболее напряженных магистралей. Большое значение имеет устройство дополнительных входов в Мос-кву магистральных автодорог с целью разгрузки головных участков радиальных направлений. При этом геометрические и режимные параметры головных участков федеральных магистралей и основных территориальных автодорог нужно привести в соответствие с магистральной сетью столицы. Сроки сооружения и реконструкции магистралей на территории Москвы и области должны быть увязаны программами дорожно-мостового строительства. * * * Таковы в общих чертах задачи, которые необходимо решить согласно перспективному генеральному плану развития транспортного комплекса Москвы. В свою очередь, их решение позволит достичь серьезных успехов в реализации общей программы развития столицы. Благодаря рассмотренным мероприятиям можно будет обеспечить: J использование экономико-географических преимуществ города как крупнейшего международного транспортного узла; J развитие столицы в качестве крупного современного логистического центра; J увеличение темпов обновления основных фондов в отрасли; J улучшение экологических параметров транспортной системы; J повышение эффективности и целевого использования средств дорожного фонда. А. Е. Рикошинский, начальник аналитического отдела ЗАО «Россбизнес»