Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

«АгроТек Россия ’2008» за новые технологии и качество сельхозтехники На выставку-ярмарку «Золотая осень», отметившую в этом году свой 10-летний юбилей, многие посетители ВВЦ ходят не по долгу службы, а просто потому, что хочется. Ведь не так много сегодня выставочных мероприятий, на которых можно не только подивиться на внушительность и мощь отечественной и импортной техники, гордо выстроившейся на открытых площадках, но и прикупить по случаю чего-нибудь вкусненького. А главное, от души полюбоваться на чистеньких розовых молочных поросят, прилежно завитых представителей бараньего племени или пушистых и ухоженных пушных зверьков. Однако на этот раз автору не удалось добраться до павильонов с любимыми животными по вполне определенной причине. Площадки, занятые главной отечественной выставкой сельхозтехники «АгроТек Россия ’2008» (AgroTech Russia ’2008), оказались настолько обширны и интересны, что на остальное просто не хватило времени. Даже несмотря на то, что форум, организованный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Правительством Москвы и ОАО «ГАО ВВЦ», был четко тематически структурирован и размещен в удобных современных павильонах. Чтобы россияне не чувствовали себя потерянно в этом изобилии немецкой, итальянской и другой импортной техники, перед входом их встречал большой плакат с эффектным ярким трактором «Кировец» К9000 — лучшим представителем этой техники 2008 г. Увидеть его воочию и при желании даже прикоснуться можно было в самом павильоне. Точное земледелие: взгляд с орбиты Российско-германская компания «Евротехника», созданная в 1998 г., является сегодня одним из крупнейших предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Ее специалисты предлагают рынку целые комплексы для возделывания зерновых, масличных культур и картофеля по ресурсосберегающим методикам. В сентябре 2004 г. предприятием была создана служба информационных технологий, задача которой заключалась в повышении конкурентоспособности машин за счет их дооснащения современным оборудованием американской системы спутниковой навигации GPS и другими устройствами. В 2005 г. эта служба выделилась в отдельную бизнес-единицу — ООО «Евротехника GPS». Целью его деятельности стали продажа и внедрение программного обеспечения и оборудования технологии точного земледелия на сельхозпредприятиях России. По утверждению специалистов фирмы, это позволяет снизить затраты на производство и увеличить конкурентоспособность продукции. Что же подразумевает понятие «технологии точного земледелия»? Прежде всего, картирование (картографирование) сельскохозяйственных угодий (границ полей, содержания питательных почвенных веществ, урожайности) как основу повышения плодородия почвы. Особое значение имеет также внедрение систем параллельного (автоматического и ручного) вождения, а также дифференцированного внесения удобрений в режимах off- и on-line. С точки зрения управления сельхозпроизводством, точное земледелие — это стратегия, позволяющая принимать правильные решения на основе использования информационных технологий с извлечением данных из множества источников. Главное отличие такого подхода от традиционного заключается в том, что каждое поле рассматривается как совокупность участков, неоднородных по рельефу, почвенному покрову и химическому содержанию различных веществ. Это подразумевает дифференциальное применение доз удобрений и средств защиты растений. Точное земледелие дает возможность проводить мониторинг по отдельным участкам поля, а также качественно выполнять все полевые работы в круглосуточном режиме. Географическая привязка обеспечивается с помощью приемников системы GPS. Для реализации методики компания устанавливает на сельхозмашинах навигационное и другое высокоточное оборудование фирм Trimble Agriculture (США), OmniStar (Нидерланды) и других производителей, официальным дистрибьютором которых она является. Технология точного земледелия начинается с построения электронных карт на основе данных геоинформационных систем и спутниковых снимков. Полученную информацию используют для уточнения площади угодий, а значит, правильного расчета потребности в семенах, удобрениях, средствах защиты растений, горюче-смазочных материалах (ГСМ) для сельхозмашин. Параллельно такие данные можно задействовать при планировании и проведении противоэрозионных и мелиоративных мероприятий. Соответствующая экономия текущих расходов может составлять от 50 руб/га. Современный подход, в сравнении с традиционным, предлагает определенные преимущества и при проведении агрохимического обследования почв. Так, проба на анализ содержания питательных веществ отбирается с 1–5 взамен 20–40 га. При этом операция производится автоматическим пробоотборником, а не ручным буром. Кроме того, точка отбора фиксируется с высокой (до 30 см) точностью. Следует отметить также дифференцированный (взамен средневзвешенного) расчет дозы удобрений. Как следствие, на поле не создаются участки с их перерасходом или недостатком. Составление картограмм, расчет доз, норм и затрат на удобрения выполняются автоматически с использованием программных пакетов SMS или SSTools американской фирмы Ag Leader Technology. Программы SMS (Basic и Advanced) снабжены весьма простым пользовательским интерфейсом и способны обрабатывать данные с устройств таких известных компаний, как Case, New Holland, Trimble, John Deere и др. Вся техническая и программная документация представлена на русском языке. Наиболее простым и доступным навигационным устройством, которое можно использовать в любом хозяйстве, является прибор AgGPS – EZ-Guide Plus. Его назначение — параллельное вождение сельхозтехники при внесении удобрений и обработке растений средствами защиты. В общем корпусе прибора объединены яркий светодиодный маршрутоуказатель, ЖК-дисплей, показывающий текущее местоположение машины, и встроенный GPS-приемник. Установка и пуск системы занимают всего несколько минут. Управление осуществляется с помощью трех кнопок, расположенных на корпусе. Дополнительно возможно подключение шестикнопочного выносного пульта со встроенным звуковым сигналом. Информацию о местонахождении техники можно выводить на внешние устройства по протоколу NMEA. Точность выполнения работ при использовании EZ-Guide Plus составляет 15–20 см. При этом устройство обеспечивает сокращение затрат на удобрения, средства защиты растений и ГСМ — до 20% на гектар. Кроме того, благодаря прибору достигается увеличение (на 13–20%) производительности и уменьшение времени выполнения работ, которые можно проводить при любой видимости и даже ночью. Устанавливаемая на комбайнах система картирования урожайности InSight определяет указанный показатель на отдельных участках поля. Дополнительно она выводит такие параметры, как влажность и масса собранного зерна, обработанная площадь. (Первый из перечисленных параметром особенно важен, т. к. влажное зерно не пригодно к хранению и требует затрат на просушку.) Для этого система оснащена соответствующими датчиками и GPS-приемником. Полученная карта урожайности позволяет специалистам делать выводы о правильной или недостаточной обработке какого-то участка поля с формулировкой соответствующих мер по увеличению урожайности. Кроме того, картирование урожайности позволяет сократить количество почвенных проб при последующем агрохимическом обследовании. В заключение скажем несколько слов о предполагаемом в скором времени обязательном переходе всех потребителей навигационных устройств на прием сигналов российской спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас эта орбитальная группировка насчитывает 19 спутников, из которых действуют 14. При этом в штатной конфигурации она должна включать 24 одновременно и бесперебойно работающих аппарата. (Такое количество намечено задействовать к концу 2009 г.) Как утверждают специалисты компании, переход на российскую систему навигации с использованием соответствующего приемного оборудования не является для них проблемой. «Ангел» спешит на помощь ООО «ЛБР-Интертрейд» — основное предприятие компании «ЛБР-Групп» (г. Смоленск), являющейся одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной техники из Европы, Канады, США, Китая, Бразилии и Аргентины. Ее филиалы и представительства расположены в 20 регионах России. Выставочной новинкой фирмы стала электронная защитная система «Ангел» (Angel), предназначенная для повышения качества сервисного обслуживания клиентов компании и предотвращения серьезных поломок дорогостоящих машин. По желанию заказчика этой системой можно оборудовать трактор или комбайн всемирно известной торговой марки Case IH*, имеющий CAN-шину. Образцом такой техники на стенде компании стал трактор Case IH Puma 210, оснащенный шестицилиндровым турбодизельным двигателем рабочим объемом 6700 см3 и номинальной мощностью 213 л. с. Современная многосильная сельхозтехника приходит в наши хозяйства сегодня все чаще и чаще. Ее эксплуатация, как отметил один из разработчиков системы «Ангел» Михаил Ахраменко, требует серьезной подготовки операторов. Ведь в тракторах и комбайнах может стоять от 5 до 16 мини-компьютеров, отвечающих за работу гидравлики, двигателя, вала отбора мощности и т. п. Такие машины обеспечивают увеличение производительности, предоставляют намного больше комфорта и технических возможностей, но и требуют от механизаторов соответствующего образования, гибкости и глубоких технических знаний. В некоторых случаях операторы игнорируют предупреждения системы управления, продолжая эксплуатацию техники в запредельном режиме, что зачастую приводит к ее поломке. Более того, был зафиксирован случай возгорания двигателя. Комплекс «Ангел» использует Интернет-технологию и американскую систему спутниковой навигации GPS. С помощью штатных датчиков в реальном времени он следит за основными параметрами машины, а также за всеми ошибками, обусловленными «человеческим фактором», которые могут возникнуть в процессе эксплуатации. Полученные данные поступают по сети в диспетчерский центр, работающий в круглосуточном режиме. В любой момент времени система позволяет определить местоположение и среднюю скорость машины, время движения и стоянки, пройденный путь и обработанную площадь. Кроме того, с ее помощью можно выявить факты слива топлива и найти место, где это произошло. При возникновении критической ошибки, способной повлечь за собой дорогостоящий ремонт, оператор связывается с механизатором по сотовой сети и предлагает ему оптимальное решение проблемы. Параллельно любым способом (звонком на мобильный телефон, посылкой факса или электронной почты) он уведомляет о происшедшем и руководителя. В случае приближения параметров работы трактора к предельным граничным величинам система также уведомляет руководство и предупреждает о последствиях, которые может повлечь за собой дальнейшая эксплуатация техники. Таким образом, в случае непредвиденных ситуаций комплекс обеспечивает оперативное консультирование и помощь прямо в поле. При желании руководитель сам может просмотреть данные об эксплуатации и перемещениях трактора, отчеты по основным параметрам работы двигателя и прицепного оборудования на персональной страничке. При отсутствии доступа в Интернет базовые отчеты ему ежемесячно (еженедельно) будут посылаться по факсу. К достоинствам предлагаемой системы следует отнести также сокращенное (в 2 раза) время восстановления электронного управления. Подобное преимущество обусловлено тем, что диагностика трактора производится удаленно и не требует приезда инженера в хозяйство для снятия ошибок компьютера. Нужно отметить, что комплекс работает с заводской CAN-шиной, используя данные и параметры датчиков трактора. Это исключает ошибки, которые могли бы возникнуть при применении оборудования сторонних производителей. В противоположность последнему, установка системы «Ангел» не снимает технику с гарантии, поскольку она напрямую работает с CAN-шиной. В случае необходимости можно наладить выгрузку собираемой информации в управляющую программу хозяйства для автоматического расчета зарплаты механизатора, ведения полевого журнала и др. По словам М. Ахраменко, в ближайшем будущем система будет оснащена еще одним блоком для аналитических расчетов экономических показателей обрабатываемых площадей. В заключение отметим, что стоимость комплекса «Ангел» вполне сравнима со стоимостью основных ремонтных работ, которые придется выполнять в соответствующей ситуации при его отсутствии. Так, например, продолжение функционирования двигателя в аварийном режиме приведет к плачевным результатам — с точки зрения как расходов на ремонт, так и простоев техники. Сепарирование со знаком качества К первому фотосепаратору Ф5.1 российского производства, представленному на стенде ОАО «Воронежсельмаш», указатели вели чуть ли не с самого входа на выставку. И, по всей видимости, не зря. На единственном выставочном экспонате этого устройства гордо красовалась надпись «Продано». Фотосепаратор предназначен для сортировки по цвету зернового материала колосовых, крупяных, зернобобовых и масличных культур с целью получения высококачественного продовольственного сырья, а также семян с чистотой 99,9%. Применять его можно в составе различных поточных линий: семенных, послеуборочной обработки зерна, переработки крупы. Конструктивно машина выполнена по модульному принципу и состоит из металлической рамы, механической системы подачи зерна, пневмосистемы, фотоэлектронного блока, электрооборудования и комплекса управления. В состав фотоэлектронного блока входят две видеокамеры, расположенные с двух сторон зоны контроля. С помощью пары осветителей, включающих множество светодиодов, они создают трехмерное изображение каждого зерна. Одновременно в зону контроля попадает до 96 зерен — столько же быстродействующих пневмоклапанов готовы выбросить некондиционный материал из потока. Суммарная установленная мощность устройства составляет не более 3 кВт, компрессора — не менее 7,5 кВт, потребление воздуха пневмосистемой — не более 600 л/мин. Производительность фотосепаратора при очистке семян, продовольственного зерна и круп с содержанием примесей 2 и 10% составляет соответственно не менее 4 и 2 т/ч. Устройство сконструировано специалистами предприятия совместно с учеными Воронежского государственного университета. По стоимости оно приблизительно на 30% превосходит дешевые импортные аналоги, но зато значительно лучше их по качеству. Техника внушительного уровня Самым внушительным выставочным экспонатом ООО «Агромашхолдинг» (г. Москва) стала его новинка — самоходный колесный зерноуборочный комбайн на полугусеничном ходу «Енисей-960». В этой машине четвертого (а по некоторым параметрам — пятого) класса получили логическое развитие идеи, заложенные при разработке модели «Енисей-950». Такая техника, обеспечивающая улучшенное качество очистки зерна, эффективно работает на полях высокой урожайности, в т. ч. и на влажных почвах. Используют ее для уборки зерновых культур прямым и раздельным комбайнированием. В сравнении с машинами предыдущего класса повышение производительности (на 25–30% — не менее чем до 14 т/ч) достигается благодаря новому оригинальному молотильно-сепарирующему устройству с двумя бильными барабанами и активным соломотрясом площадью 4,32 м2. Одновременно значительно снижаются потери зерна и увеличивается скорость комбайнирования. В зависимости от способа уборки технику комплектуют универсальными жатками разной ширины или платформами-подборщиками. По заказу для уборки незерновой части урожая комбайн оборудуют копнителем или измельчителем-разбрасывателем. Машину оснащают дизельными двигателями Алтайского (ОАО «Алтайдизель») или Ярославского (ОАО «ЯМЗ») моторных заводов, возможна и комплектация дизелями фирмы Sisu Diesel (Финляндия). Установленная на ней система управления обеспечивает механизатора необходимой информацией, но не берет на себя его функции. Комбайн снабжен бункером увеличенной вместимости (7,3 м3) и устройством выгрузки производительностью 80 л/с. Его габаритные размеры (длина/ширина/высота) составляют 10,9і4,34і4 м, масса (с пятиметровой жаткой) — 12 430 кг. Надо сказать, что своими размерами на мероприятии поражала не только зерноуборочная, но и вспомогательная техника, например, прицепы. Наиболее впечатляющим из них оказалась многофункциональная модель Brochard, демонстрировавшаяся на выставке специалистами ООО «ЭГМ Восток» (г. Белгород) — официального представителя производителя. Ее даже не удалось во всей красе запечатлеть на фото ни в каком ракурсе — она просто не влезала в кадр. Прицепы торговой марки «Богатырь» грузоподъемностью 20 и 32 т предлагается использовать в качестве разбрасывателей, а промежуточный вариант (26 т) — как перевозчик. Вместимость машин по твердому навозу, злакам и силосу составляет соответственно 25, 40, 30; 30, 48, 40 и 40, 60, 50 м3. Как обработаешь, так и пожнешь Буинский машиностроительный завод (г. Буинск, Республика Татарстан) демонстрировал свою технику на открытой площадке прямо перед входом на территорию ВВЦ. В числе его экспонатов гордо красовался игольчато-роторный культиватор-плоскорез КПИР-3,6 УМ (КПУ-3,6), удостоенный в прошлые годы множества различных наград, в т. ч. и диплома конкурса «100 лучших товаров России». Это навесное орудие агрегатируется с тракторами тягового класса 2 и 3, имеющими прицепное устройство НУ-3 и гидросистему, рассчитанную на давление 15 МПа. Используют его для основной, предпосевной и паровой обработки почвы (до глубины 20 см) без оборота пласта. Культиватор применяют во всех климатических зонах, на всех типах почв влажностью до 30% и твердостью более 2,5 МПа. Машина производительностью 2,5–3,5 га/ч за один проход выполняет целую серию операций, например, рыхление почвы, подрезание сорных растений и мульчирование верхнего почвенного слоя растительными остатками. Помимо этого, она осуществляет крошение комков почвы, вычесывание сорняков и прикатывание верхнего почвенного слоя. Для повышения износостойкости (в 5–6 раз) рабочие органы КПУ-3,6 покрывают твердым сплавом. Культиватор имеет габариты в рабочем положении (длина/ширина/высота) 3200і4050і1300 мм, весит 1200 кг и транспортируется со скоростью не более 15 км/ч. Известная итальянская компания Capello F. LLI S. n. c. была основана в сельскохозяйственной провинции Пьемонт двумя братьями, Франческо и Ренато Капелло. В 1958 г. они создали небольшую мастерскую по ремонту и производству сельхозорудий, а в 1965 г. изготовили первую жатку для комплексной уборки кукурузы. С тех пор это и стало главным направлением деятельности фирмы, которая сегодня выпускает, постоянно совершенствуя, полную серию таких жаток и экспортирует их по всему миру. На выставке представители компании предлагали кукурузоуборочные жатки Quasar нового поколения, созданные на базе оборудования серии Twin System. К преимуществам этих машин можно отнести улучшение подачи и повышение скорости подбора, снижение потерь початков и зерна при сохранении надежности и эффективности в любых рабочих условиях. Более высокая производительность достигается благодаря определенным конструктивным решениям, прежде всего, использованию обшивки и наконечника из легкого композита — технополимера на основе полиэтилена. Гладкий материал облегчает подачу и прохождение початков, при этом листья и стебли соскальзывают по нему, не прилипая даже в дождливую погоду. Кроме того, при подборе поглощается энергия удара, т. е. початки не отскакивают, не теряются и не вылущиваются. Вес пластиковой обшивки составляет 1/3 в сравнении с металлической, но при этом за счет высокой плотности и наличию упрочненных кромок она обеспечивает хорошую упругость и ударопрочность. Обшивка полностью и легко откидывается, позволяя тем самым производить быстрый доступ к подводящим цепям и дефибраторам*. Наконечники, выполненные в складном варианте, можно устанавливать под шестью различными углами, регулируя их при помощи стопорного штифта. Коробка передач (60 кВт) полностью изготовлена из алюминия. Из этого же металла выполнена и новая коробка передачи движения на подающий шнек 12- и 16-рядных устройств. Ограничитель крутящего момента, плавающий в масляной ванне, герметично закрыт металлической оболочкой. Жатки серии Quasar не ржавеют и не меняют цвет. Простота доступа к деталям облегчает их техобслуживание. Растительные остатки смываются струей воды. Оборудование весом от 1,21 до 4,5 кг выпускается в фиксированном и складном варианте. В последнем применена запатентованная гидравлическая система складывания с вертикальными цилиндрами. Операция производится полностью автоматически. Оператору достаточно нажать кнопку, и два боковых сегмента рамы из трех частей за несколько минут сложатся или развернутся на 180°. Светлана Семенова, фото автора * Машины под маркой Case IH выпускает компания Case New Holland (CNH, Нидерланды), ведущая свою историю с XIX в. * Дефибратор — резательное устройство.
Грузовые авиаперевозки еще здесь.