Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Мобильные подъемно-транспортные средства и их обслуживание на Уральском подъемно-транспортном конгрессе В конце 2007 г. в Екатеринбурге прошел первый Уральский подъемно-транспортный конгресс. Интересная и актуальная тематика выставки, оригинальные устройства и технологии, представленные на ней, не оставили равнодушными специалистов столь необходимой в промышленности отрасли. Среди участников форума — предприятия-производители и потребители подъемно-транспортной техники, научные, проектные, экспертные и специализированные организации, страховые и лизинговые компании России и ряда стран СНГ. По словам организаторов (екатеринбургского Уральского экспертного центра), выставка не только ознакомила уральцев с существующим уровнем развития подъемно-транспортных машин и механизмов в России и за рубежом. Она также позволила установить деловые контакты между производителями и предприятиями сервисного обслуживания и их потенциальными клиентами, облегчила решение проблем безопасной эксплуатации отечественных и импортных подъемно-транспортных устройств (ПТУ). В ходе мероприятия обсуждались и вопросы реконструкции и модернизации старых ПТУ, продления срока их службы, подготовки и переподготовки кадров, покупки и продажи машин и комплектующих. В рамках конгресса была представлена экспозиция подъемно-транспортных машин и механизмов отечественного и импортного исполнения, комплектующего оборудования, приборов безопасности, систем управления и др. Не были забыты и новинки научно-технической и учебно-методической литературы, а также состояние промышленной безопасности на предприятиях Урала. Краны-манипуляторы На стенде машиностроительной компании ООО «Спец-М» (г. Пермь) специалисты могли ознакомиться с возможностями современных кранов-манипуляторов. Эти устройства занимают в течение последних лет все более устойчивые позиции на мировом рынке мобильных подъемно-транспортных средств. Под названием «кран-манипулятор» в большинстве своем подразумевается бортовой автомобиль, седельный тягач, прицеп или полуприцеп, оснащенный подъемной конструкцией, позволяющей выполнять различные погрузочно-разгрузочные операции. До недавнего времени главным достоинством передвижных кранов-манипуляторов считалась возможность автономной загрузки и разгрузки транспортируемых грузов, перевозимых, например, лесовозами, автоэвакуаторами или муниципальными уборочными машинами. Современные модели, помимо этого, способны сейчас реализовывать и многие другие функции, для осуществления которых ранее требовался автокран. По своим грузовысотным характеристикам многие модели кранов-манипуляторов не уступают автокранам грузоподъемностью 16–25 т. Особенно это заметно при сборке и ремонте оборудования в траншеях и колодцах, а также при строительстве малоэтажных зданий и сооружений (к примеру, при подаче наверх поддонов с кирпичом или монтаже плит перекрытий). При этом их стоимость сопоставима или даже ниже стоимости подъемных автокранов. В России подобные подъемно-транспортные машины пока не получили широкого распространения. Поэтому специалисты с заметным интересом изучили предложения компании «Спец-М» по изготовлению крано-манипуляторных установок (КМУ) на базе российского или иностранного оборудования грузоподъемностью до 20 т с вылетом стрелы до 25 м. Конструктивно все выпускаемые сегодня краны-манипуляторы делятся на установки, оснащенные лебедкой с крюком, и конструкции с крюком на оголовке последней секции стрелы. В устройствах первого типа манипуляции с грузом осуществляются за счет телескопирования гидравлической стрелы и подъема-опускания крюка лебедкой. В оборудовании второго типа перемещение груза происходит не только с помощью телескопирования стрелы, но и поворота ее секций относительно сочленений. Такие КМУ выпускают предприятия «Ивановская марка» (г. Иваново), «Велмаш» (Псковская обл.), Майкопский машиностроительный завод, «БАКМ» (г. Балашиха) и «Инман» (г. Ишимбай, Республика Башкортостан). Поскольку каждая КМУ имеет как свои достоинства, так и ограничения в применении, выбор любой из них определяется, прежде всего, условиями и видом работ, для выполнения которых предполагается использовать подобное оборудование. К преимуществам кранов-манипуляторов первого типа (с лебедкой и крюком) можно отнести следующие особенности: • отсутствие в секторе работы «мертвых зон» (т. е. груз можно доставить в любую доступную точку без использования длинных строп); • возможность выполнения работ на глубине 7–20 м (относительно уровня грунта) без применения длинных строп; • плавность подъема-опускания груза (за счет управления скоростью вращения барабана лебедки и телескопирования стрелы); • возможность вращения колонны манипулятора вокруг своей оси (неограниченный угол поворота). В конструкциях этого типа манипулятор монтируется за кабиной, что позволяет использовать более длинную бортовую платформу. Определенным же недостатком подобных устройств считается недостаточно компактное Г-образное складывание стрелы в транспортное положение над бортом или кабиной. В состав применяемого такими кранами навесного и вспомогательного оборудования могут входить удлинители стрелы, дополнительная лебедка, люлька и еще одно рабочее место оператора, монтируемое на колонне КМУ. Достоинствами кранов-манипуляторов второго типа (с изменяемым углом наклона секций стрелы) являются: • компактное транспортное положение (важное при перевозке габаритных грузов), позволяющее при необходимости даже натягивать на кузове тент; • более динамичная работа в режиме «погрузка-выгрузка»; • возможность установки крана-манипулятора с более высокими грузо-высотными характеристиками (грузовой момент и вылет стрелы достигают соответственно 150 тс•м и 32 м). Кран-манипулятор в таких установках монтируется в задней части рамы. Недостатками конструкции считаются наличие зон (колодцы, основания опор), доступ к которым невозможен без длинных строп, и ограниченный угол вращения манипулятора вокруг оси (360–400°). В состав навесного и вспомогательного оборудования могут входить грейферы для сыпучих материалов и металлолома, вилочный захват и захват для труб и бревен, бочек и поддонов, люлька, гусек, буры, лебедка и рабочее место оператора на колонне. Оба типа КМУ могут комплектоваться системой дистанционного управления. Рассказывая о кранах-манипуляторах, начальник департамента переоборудования, сервиса и ремонта компании «Спец-М» Вячеслав Гладышев отметил, что конструктивные отличия, существующие между КМУ двух типов, не всегда в полной мере учитываются при описании их технических характеристик. В манипуляторах первого типа максимальная заявленная грузоподъемность, как правило, соответствует фактическим грузовысотным характеристикам. В установках второго типа эти параметры зачастую не являются рабочими, а показывают максимальный грузовой момент. Проиллюстрировать возможности кранов-манипуляторов можно на следующем примере. КМУ на базе автомобиля КамАЗ 65117 (грузоподъемностью 14 т с бортом длиной 7,9 м) с южнокорейской манипуляторной установкой Dongyang SS2515LB (грузоподъемностью 10 т при вылете стрелы 3 м) позволяет выполнять следующие виды работ: • транспортировать груз массой до 7 т; • поднимать плиты перекрытий массой по 2,7 т и наибольшей длиной 7 м на высоту до 10 м (при рабочем радиусе до 8 м); • подавать поддоны с кирпичом массой по 1,2 т на высоту до 23 м (при рабочем радиусе до 15 м). Стоимость такого крана-манипулятора — 3,4 млн руб. Обычно для выполнения подобных работ помимо крана требуется задействовать грузовой автомобиль. Цена отечественного автокрана грузоподъемностью 16 т составляет около 3,6–3,8 млн руб. Электропогрузчики На стенде Машиностроительного завода им. М. И. Калинина (г. Екатеринбург), выпустившего в 1956 г. первый советский электропогрузчик ЭП-4004 грузоподъемностью 750 кг, демонстрировалась новинка. Это последняя модель электрического погрузчика ЭП-2016 грузоподъемностью 2 т с импульсной полупроводниковой* системой управления. Погрузчик предназначен для перемещения и укладки грузов как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях: на базах, складах, в пакгаузах, трюмах судов, железнодорожных вагонах и других местах с твердым и ровным покрытием. Модель выпускается в трех исполнениях (вагонном, складском и универсальном) высотой 1995, 2120 и 2080 мм и максимальным подъемом груза на 2900, 3300 и 4500 мм соответственно. ЭП-2016 комплектуется кислотной тяговой аккумуляторной батареей напряжением 48 В емкостью 720 А•ч, тяговым электродвигателем ДПТ-0,6 (МТ-8) мощностью 6 кВт и двигателем подъема ПН-7,5 (7,5 кВт). Скорость движения электропогрузчика с грузом — 10 км/ч, преодолеваемый при этом уклон — 12%. Радиус поворота составляет 1950 мм, а скорость подъема вил — 0,33 м/с. В самом дорогом, универсальном исполнении ЭП-2016, изготавливаемый на основе отечественных комплектующих, стоит 630 тыс. руб., что значительно дешевле аналогов, собираемых по отверточной технологии на некоторых российских предприятиях. Ремонтно-восстановительные составы Компания «МКИ-Центр» (г. Екатеринбург) представила специалистам противоизносный антифрикционный ремонтно-восстановительный состав «Стрибойл». Он предназначен для повышения износостойкости деталей машин, а принцип его работы базируется на эффекте безызносности при осуществлении избирательного переноса. Вещество представляет собой порошок на основе природного материала серпентинита, состоящего на 43% из окиси магния, на 41,1% — двуокиси кремния и на 12,9% — связанной воды. В отличие от традиционных добавок (присадок), изменяющих структуру масел и смазывающих (охлаждающих) жидкостей, «Стрибойл» не растворяется в горюче-смазочном материале, а образует с ним суспензию. При этом необходимое для обработки количество ремонтно-восстановительного состава не меняет вязкость ГСМ. Кроме того, последний выполняет при такой обработке функцию носителя порошка, поэтому его тип и качество практически не влияют на результат. Механизм действия состава директор «МКИ-Центр» Андрей Пермяков объяснил следующим образом. При введении «Стрибойла» в зоны трения на соприкасающихся поверхностях постепенно (максимум в течение 240 ч) образуются модифицированные защитные пленки толщиной 1–4 мкм. Они обладают высокой износостойкостью и низким (около 0,07) коэффициентом трения. По мере образования пленок величина зазора между контактирующими поверхностями уменьшается, приближается к оптимальной и стабилизируется, что выравнивает микрорельеф поверхностей соприкасающихся деталей и компенсирует их износ. В результате обработки детали в узлах трения начинают контактировать между собой через слои модифицированного серпентинита. Такие слои устойчивы в температурном диапазоне от -50 до +1000 °С и сохраняют защитные свойства в среднем в течение года. После истирания износостойких пленок производится повторное введение состава в пары трения. Предупредительная обработка данным составом позволяет во многих случаях заменить плановый ремонт и значительно увеличить ресурс работы оборудования. Следует отметить, что добавление «Стрибойла» производится в штатном режиме эксплуатации техники, без ее остановки и разборки восстанавливаемых узлов и механизмов. Это особенно важно при обслуживании конвейерных линий и технологического оборудования непрерывных производств. После восстановления пар трения снижается вибрация и шум при работе устройств, а их энергопотребление уменьшается приблизительно на 10–20%. По данным ООО «МКИ-Центр», стоимость обработки механизмов противоизносным составом примерно в 2–3 раза ниже затрат на их ремонт по обычным технологиям. Так, например, стоимость смазки редуктора мостового крана (в зависимости от его типа и грузоподъемности) может находиться в пределах от 5 до 20 тыс. руб. Полная обработка токарно-винторезного станка с ЧПУ обходится в 25 тыс. руб., а двигателя, коробки передач и заднего моста легкового автомобиля — в 1500 руб. Контроль лифтового оборудования Научно-производственное объединение «Энергия» (г. Екатеринбург), специализирующееся на создании комплексных коммерческих систем учета энергоресурсов, представило свою новую разработку. Это система мониторинга лифтов с помощью мобильных телефонов, позволяющая электромеханикам в режиме on-line получать оперативную информацию о состоянии обслуживаемого оборудования. Она предполагает, что сообщения о неисправных, нормально работающих или находящихся на техобслуживании лифтах электромеханики получают не от диспетчерской службы. Информация в подобном случае поступает со специального сервера (например, с сервера управляющей компании) путем выбора соответствующего пункта меню на экране мобильного телефона. На дисплей телефона, кроме данных о местонахождении (улице, номере дома, подъезде и этаже) неисправного механизма, выводятся сведения и о характере неисправности, определенной устройствами, установленными непосредственно на лифте. Каждый обслуживаемый лифт оборудуется переговорным аппаратом, лифтовым блоком, датчиками контроля местоположения в шахте, устройством проверки скорости, системой грозозащиты, станцией управления и жгутами для подключения оборудования. Диагностическая информация о работе лифта по локальной шине поступает на магистральный узел передачи данных, в состав которого входят контроллер, источник бесперебойного питания и VPN-маршрутизатор. Последний обеспечивает безопасную передачу данных по Интернету на системный сервер. С сервера информация о состоянии лифтов передается (опять-таки через Интернет по специальному каналу) на компьютеры руководства компании, диспетчерской службы и других пользователей, наделенных различными правами доступа. Одновременно по WAP GPRS данные поступают на мобильные телефоны электромехаников. Стоимость оборудования и материалов, устанавливаемых на лифт с электронным (релейным) управлением в девятиэтажном доме, — 7301 (9460) руб., а цена оборудования магистрального узла составляет 25 210 руб. Один узел способен обеспечить передачу информации о состоянии 254 подключенных к нему лифтов. В реальности такое большое их количество достаточно разнесено по местности, поэтому возможности узла используются не полностью. Средняя стоимость включения в систему одного лифта (по данным НПО «Энергия») составляет около 23 тыс. руб., а затраты на обслуживание одного телефона по WAP GPRS — около 100 руб/мес. Возможность контроля достаточно большого количества лифтов одной службой позволяет сократить число диспетчеров и лифтеров (ведь, как правило, диспетчерский пункт имеется сегодня в каждом здании). Такой подход поможет минимизировать расходы на управление, увеличить зарплаты персоналу, повысить качество и оперативность обслуживания. Александр Пуховский, фото авторa * В погрузчиках более ранних моделей применялась контакторная система управления.