Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Испанский гений на службе России К 250-летию со дня рождения А. А. Бетанкура Жизнь выдающегося инженера-изобретателя, архитектора, генерал-лейтенанта Августина Августиновича Бетанкура связана со многими странами Европы — Францией, Англией, Испанией. Однако именно Россию он почитал своей второй родиной, много лет служил ей своим талантом. Современники утверждали, что Августин Августинович был приветлив, мягок. С ним было легко общаться, он был терпим к человеческим слабостям. Не умел интриговать, не искал ни славы, ни денег, был щедр на совет и помощь. Бетанкур обладал способностью объединять людей вокруг одного дела и сам был готов работать в команде. Становление «практического изобретателя» Полное имя этого человека — Агустин Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина. Родился он 1 февраля 1758 г. в г. Пуэрто-де-ла-Крус на о-ве Тенерифе, самом большом из Канарских островов. Его отец, дон Агустин де Бетанкур, первоначально сам занимался образованием сына, который уже в ранние годы проявил интерес к точным наукам. В 22 года юноша покинул отчий дом в поисках знаний. Получив образование в Королевском учебном заведении и Академии изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид), дворянин Бетанкур продолжает обучение в Парижской школе мостов и дорог. Здесь были сосредоточены передовые науки и преподавали выдающиеся ученые: Лагранж, Лавуазье, Даламбер, Дидро. Во Франции в это время уже существовало несколько инженерных школ. Затем — учеба в Англии, где он знакомится с работой паровых машин. Известно, что Промышленную революцию обусловили четыре фактора: паровая машина, добыча каменного угля, выплавка чугуна и патентный закон, который в Англии действует с 1623 г. Паровой двигатель относится к числу изобретений, повлиявших на самые разные стороны жизни общества. Он стал одним из «краеугольных камней» Промышленного переворота, хотя превращал в полезную мощность всего несколько процентов подаваемой в него энергии. Полученные в Англии знания позволили Бетанкуру стать одним из самых образованных инженеров-исследователей своего времени. Впоследствии его назначают директором Королевского кабинета машин в Мадриде — первого технического музея в мире. Коллекция насчитывала около 300 моделей и столько же чертежей. Многие из них сделал сам Агустин Бетанкур: машину для очистки портов от водорослей, насосы, модель паровой машины. В 1789 г. Бетанкур сам разработал конструкцию паровой машины двойного действия, которая вскоре нашла применение в шахтах Альмадена. В 1792 г. он избирается почетным членом Академии изящных искусств, а в 1802 г. становится директором Школы инженеров дорог, каналов и мостов (ныне Мадридский политехнический университет). Через год он по совместительству еще и главный директор почт. Большое дарование и талант изобретателя проявились в Бетанкуре уже в студенческие годы, он даже приобрел репутацию «практического изобретателя». Бетанкур усовершенствовал технологию прядения шелка и производство шелковых тканей. Вместе со своей сестрой Марией он изобрел и построил прядильную машину для производства чулок. В 1798 г. Бетанкур руководит строительством первого в Испании оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом, первым запускает в Испании воздушный шар. С 1800 г. он — генерал-инспектор созданного им Корпуса путей сообщения, а также всех дорог и мостов Испании, с 1803 г. — главный интендант армии. Из-за политических изменений в стране в 1807 г. Бетанкур вынужден был покинуть Испанию и переехать во Францию. Здесь он с математиком Хосе Мария Ланцем публикует учебник «Курс построения машин», содержание которого сводилось к классификации и описанию «элементарных машин». Это была первая работа по технической кинематике, которая полвека оставалась главным учебником механики во всей Европе. Бетанкур представил и два значительных реферата: о «паровой машине двойного действия» (в Школе мостов и дорог) и о «расширяющейся силе водяного пара» (в Королевской академии наук). Далее Агустина Бетанкура избирают членом-корреспондентом французской Академии наук. Его научная и практическая деятельность была замечена, и вскоре русский посол И. М. Муравьев-Апостол предложил ему попробовать себя в России. Так Бетанкур оказался в Петербурге, где в 1808 г. его зачислили на государственную службу в чине генерал-майора. В доме на Фонтанке с ним жили жена Анна Ивановна, три дочери и шестилетний сын Альфонс. В Ведомстве путей сообщения Одна из самых известных достопримечательностей Екатерининского парка Царского Села, воспетая А. С. Пушкиным в стихотворении «Царскосельская статуя» (1830 г.) и превратившаяся в поэтический символ этого места, — фонтан «Девушка с кувшином». На камне, печально склонив голову, сидит девушка с черепком в руке. У ее ног лежит разбитый кувшин, из которого бесконечной струей течет вода. Бронзовую скульптуру изготовили в литейной мастерской Академии художеств по модели, созданной в 1810 г. Павлом Соколовым. Спроектировал фонтан Бетанкур. Сооружен он у подножия единственного на территории парка родника. Из водоносного слоя в напластованиях известняка, образующих тот холм, который завершен Гранитной террасой, вода поступала в бассейн в виде грота, соединенный с фонтаном. Вскоре А. Бетанкура направляют в Ведомство путей сообщения, и при его участии строится первый русский пароход. В 1816 г. Августин Августинович (такое имя он получил в России) возглавил Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. С 1819 г. Бетанкур — главный директор путей сообщения России. Он разрабатывает проекты реконструкции Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем. Совместно с архитектором Огюстом Монферраном Бетанкур просчитывает конструкции Исаакиевского собора. Если говорить точнее, именно он создает инженерный проект. «Всем, чего я достиг в архитектурном искусстве, я обязан вашему таланту и руководству», — напишет ему позднее Монферран. Леса и подъемные механизмы бетанкуровской конструкции позволили Монферрану поднять и установить колонны Исаакиевского собора и Александровскую колонну на Дворцовой площади. Бетанкур значительно повысил уровень мостостроения в России. В 1811–1813 гг. Августин Августинович создал проект первого в России большого арочного Каменноостровского моста через Малую Невку. В Петербурге «Бетанкуров» мост стал первым постоянным сооружением, соединившим Аптекарский и Каменный острова по трассе Каменноостровского проспекта. В разрушительном наводнении 1824 г. он оказался и единственным уцелевшим. Затем Бетанкур возводит первый в России деревянный арочный мост, имевший семь пролетов. В 1833 г. мост капитально отремонтировали с сохранением конструкций и укреплением свайных опор чугунными муфтами. Под руководством А. А. Бетанкура были переоборудованы Александровская мануфактура и Тульский оружейный завод*, на которых он установил паровые машины собственной конструкции. По проектам Бетанкура строится пушечный литейный дом в Казани, углубляется и расширяется акватория Кронштадского порта, сооружается канал между Ижорским заводом и Петербургом. Работы велись с использованием созданной изобретателем в 1809–1810 гг. паровой многоковшовой землечерпалки, построенной на Ижорском заводе. Ее производительность была в 50 раз выше, чем у аналогичных машин того времени, работавших в Европе. Автор не патентует свою разработку и этому есть причина: лишь два года спустя, 17 июня 1812 г. император Александр I издал Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». Подготовил первый патентный закон России граф Михаил Сперанский. (Любопытно, что позднее привилегии за №№ 387/1850 и 728/1860 на паровую землечерпалку получил действительный тайный советник князь В. В. Долгорукий, а отставной генерал-майор Шумянский взял привилегию № 802/1861 на снаряд для очищения мелей под симпатичным названием «Речная гидра».) Укрепление российских финансов После войны 1812 г. Россия оказалась в сложном финансовом положении. Курс рубля упал до 20 коп. Страна была наводнена множеством фальшивых ассигнаций, значительную часть которых завез в нее Наполеон. Весной 1812 г., еще до начала военных действий, он отправил своему варшавскому банкиру фальшивые русские ассигнации на сумму 20 млн руб. В период вторжения в Россию Наполеон распорядился печатать новые партии русских ассигнаций на привезенном им печатном станке. Министр финансов Д. А. Гурьев в 1813 г. представил императору Александру I доклад о необходимости замены существующих ассигнаций и устройства особого заведения для их изготовления. Получив одобрение императора, Гурьев поручает выполнение этой трудной задачи А. А. Бетанкуру. Августин Августинович предложил для выпуска бумаги использовать паровые машины, с работой которых он был хорошо знаком. На Западе в бумажном производстве их только начинали применять. Но для установки таких машин требовались новые, специально приспособленные здания. До этого момента бумага для ассигнаций делалась на Царскосельской бумажной мельнице, их печатание производилось в Сенатской типографии, а хранением и отпуском занималась специально образованная при Сенате Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций. Обследование имеющихся предприятий убедило Бетанкура, что нужно строить новое заведение, чтобы объединить производство бумаги и изготовление ассигнаций. 4 марта 1816 г. он представил план устройства Монетного двора, а Александр I его утвердил. Бетанкур составил подробный план возведения зданий и смету на сумму 1,5 млн руб., спроектировал и построил бумагоделательное и типографское отделения. Он же сконструировал для них паровые машины и оборудование. Помимо строительства, выбора и установки оборудования, Августин Августинович работал над технологией выпуска бумаги и ассигнаций. Опыт у него был, ведь в молодости он интересовался текстильным делом, близким к изготовлению бумаги. Много знал о свойствах пряжи, окраске волокон, шелка, производство которого в то время было развито на Тенерифе. В докладе, представленном министру Гурьеву, он предлагает сырье, схему его отбелки, технологию изготовления бумаги, способ ее защиты от подделок и даже шесть рисунков новых ассигнаций. Однако не все предложения Бетанкура были внедрены. Так, например, бумагу стали делать из пеньки и тряпья, а не из маисовой соломы. Строительство нового заведения, которое стало называться Экспедицией заготовления государственных бумаг, продолжалось два года и завершилось в 1818 г. Наконец 21 августа Государственный совет утвердил проект учреждения и временный штат Экспедиции, а Александр I скрепил его резолюцией: «Быть по сему». Эта дата считается днем основания Экспедиции и Объединения «Гознак». Новые ассигнации, изготовленные Экспедицией в 1818–1819 гг., существенно отличались от старых (образца 1786 г.), отпечатанных в Сенатской типографии, и были значительно сложнее. Образцы ассигнаций номиналом 100, 50, 25, 10 и 5 руб., разработанные Бетанкуром и Хованским, утвердил Александр I. Водяные знаки стали более высокого качества, по четырем сторонам купюр высвечивался текст «Государственная банковская сторублевая (или другого достоинства) ассигнация». Купюры имели сетку и рисунок в стиле ампир, который наносили граверы. Отчет о проделанной работе заслужил у императора «высочайшее благоволение». Указом Александра I Бетанкуру был пожалован орден Владимира 2-й степени, а его сотрудники были щедро награждены. От Манежа к Нижегородской ярмарке Августин Бетанкур спроектировал и построил первый паровой лесопильный завод. По его образцу в Санкт-Петербурге позднее строится еще три таких же завода. Принял он участие и в строительстве висячего моста через Вислу, Монетного двора в Варшаве, московского Манежа, который перекрывали уникальные по величине пролета (45 м) деревянные фермы. Манеж — это выдающийся шедевр деревянного зодчества. Построили его к пятилетию победы над Наполеоном в 1817 г. в рекордно короткие сроки — всего за полгода. Жители Москвы и гости из Европы были поражены — 6 тыс. м2 площади без единой колонны! Начиная с 1831 г., в Манеже стали устраивать не только военные смотры, но и массовые развлечения для столичной публики. Так, в 1872 г. там прошла знаменитая Политехническая выставка. Несмотря на то, что деревянные фермы перекрытия заменили металлическими, это не спасло Манеж от пожара в марте 2004 г. В настоящее время творение Бетанкура восстановлено. Одним из самых значительных достижений Августина Августиновича по праву считается строительство нижегородского ярмарочного комплекса. Для изучения вопроса о месте его сооружения в 1817 г. Бетанкур прибыл в Нижний Новгород. Инженер высоко оценил предполагаемое место строительства ярмарки на стрелке Оки и Волги. Ядро составляли 48 двухэтажных корпусов, центральное место со стороны города занимал Главный дом и два так называемых «квадратных корпуса» — парадное лицо ярмарки. Перед Главным домом располагалась площадь «торжествований», ограниченная по сторонам восемью Г-образными торговыми корпусами. На оси с Главным домом размещался сохранившийся ярмарочный собор, а перед ним — четыре корпуса Китайских рядов. Все это окружал подковообразный широкий канал с системой шлюзов, одной из функций которого являлась очистка подземных галерей от нечистот. Ярмарочная территория соединялась с городом наплавным мостом. 3 ноября 1817 г., после одобрения Александром I, проект Нижегородской ярмарки рассмотрел и утвердил Кабинет министров, поручив все строительство личному надзору разработчика, дослужившегося к тому времени до чина генерал-лейтенанта. Из бюджета были выделены средства на строительство, выравнивание площадки, покупку земель в госвладение. Кроме вопросов организации, авторства и согласования проекта, А. А. Бетанкур лично решал и кадровые задачи. В 1817–1823 гг. каждое лето он проводил в Нижнем Новгороде. По его указанию напротив ярмарки возводят «инженерный дом», где жили сотрудники. Вблизи с. Гордеевки он наладил работу трех кирпичных заводов, выпускавших до 3 млн кирпичей ежегодно. Параллельно А. А. Бетанкур разработал для прибрежной части города регулярный план с определением мест будущих каменных и деревянных строений. Усилиями А. А. Бетанкура и его помощника И. В. Ефимова была спасена от разрушения величественная Рождественская церковь. Августину Августиновичу пришлось спасать от уничтожения и другой древний храм — Спасо-Преображенский кремлевский собор. Он предложил заделать новым кирпичом с цементом многочисленные трещины, а для надежности в кладку уложить железные связи. Оценивая в конце жизни свой вклад в укрепление славы России, которую он почитал второй родиной, Бетанкур называл ярмарку в Нижнем своей «любимою забавою». Он считал, что многолетним трудом создал ансамбль, «один из замечательнейших в Европе, производством которого я полагаю оказать истинную пользу России». ѕСнабдить Россию инженерами При участии Бетанкура в 1818–1822 гг. в России строится первая крупная шоссейная дорога Петербург–Новгород–Москва. Он способствовал также улучшению устройства внутреннего судоходства России, содействовал распространению инженерного образования. По инициативе Августина Августиновича, с гордостью именовавшего себя русским, в Петербурге была основана Школа точных наук, учрежден Институт путей сообщения (1810 г.), которым он руководил до конца жизни. Институт, организованный Бетанкуром по своему проекту, разместился во дворце на Фонтанке, купленном с разрешения правительства у князя Юсупова. Августином Августиновичем был предложен учебный план, на основе которого институт мог готовить инженеров-строителей широкого профиля, способных вести любые строительные и строительно-дорожные работы. За время пребывания его на посту ректора это учебное заведение выпустило 150 инженеров путей сообщения. Августин Бетанкур сам подбирал преподавательский состав. Среди педагогов были четыре профессора. Впервые в России здесь началось обучение, организованное по принципу французской технической школы, таким дисциплинам, как начертательная геометрия и высшая математика. Первыми студентами стали графские и княжеские сыновья, а также сыновья английских, французских и немецких подданных. В начале ХIХ в. инженеры-путейцы считались «белой костью», элитой среди всех технических работников. А из Военно-строительной школы, что находилась при институте, каждый год отбирали лучших выпускников для продолжения обучения. В 1822 г. первый выпуск прапорщиков (техников) из школы был представлен директору института Бетанкуру, который обратил внимание на небольшого роста юношу Павла Мельникова. Заметив, что тот хорошо говорит по-французски, Бетанкур сказал, что ему должно еще продолжать учение, и прикомандировал для продолжения курса в Институте инженеров путей сообщения. В 1865 г. было образовано Министерство путей сообщения, первым министром которого стал П. П. Мельников. За четыре года его работы министром в России было построено около 4700 км железных дорог. По его же инициативе на многих заводах начали делать паровозы, вагоны, рельсы и другое оборудование для транспорта. В 1868 г. ученик Бетанкура Мельников учредил первое в России железнодорожное училище в г. Ельце для подготовки машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов. При составлении первых учебных планов и программ института Бетанкур использовал все самое лучшее, что имелось на то время в европейской системе высшего технического образования. В первую очередь опыт своих учителей — Г. Монжа и его знаменитой Парижской политехнической школы (1794 г.), Ж.-Р. Перроне и его Школы мостов и дорог (1747 г.). И, конечно же, свой собственный опыт по организации Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде. За 16 лет службы в России Августин Августинович сделал столько, что другим хватило бы на несколько жизней. Его титаническая деятельность на благо России не осталась незамеченной — он был награжден орденом Святого Александра Невского. Но ему многие завидовали. Среди недоброжелателей были высокопоставленные лица, весьма искусные в интригах. Бетанкур не был политиком и не умел «упрочивать» свое положение, вычисляя и обезвреживая недоброжелателей. Императора Александра убедили, что Бетанкур злоупотребляет высочайшим доверием. В итоге Августин Августинович попал в немилость, забылись его заслуги перед Россией, и в 1822 г. он был отстранен от должности главного директора путей сообщения. В 1823 г. неожиданно умирает любимая дочь Бетанкура — удар, от которого он так и не оправился. В феврале 1824 г. Августин Бетанкур подает в отставку, а 14 июля того же года умирает. Похоронили его на Смоленском лютеранском кладбище. На могиле установили величественный монумент в виде колонны на мощном фундаменте, увенчанный траурной урной. Памятник высотой 6,85 м изготовили на чугунолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Монферрана. Это был подарок нижегородских купцов в знак признательности «русскому испанцу». В 1979 г. прах Бетанкура был перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры, где установили первоначальное надгробие. После смерти осуществился его последний замысел — началось издание «Журнала путей сообщения». * * * Сегодня в нашей стране имя Бетанкура мало что говорит большинству людей, однако нельзя сказать, что он забыт Россией. О нем помнят и его чтят в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Москве, Туле, но — лишь весьма узкий круг людей. Правда, в последние годы это положение стремятся изменить. Министерство путей сообщения России в 1995 г. учредило памятную медаль имени Бетанкура. Ею награждаются специалисты за выдающийся личный вклад в развитие высшего транспортного образования. Медалью за номером 2 награжден король Испании Хуан Карлос I. В 2001 г. в Центральном выставочном комплексе «Манеж» открылась выставка «Бетанкур. Истоки инженерного дела в Европе». В приветственной речи на выставке было отмечено: «Эта экспозиция открывает нам мир дерзновенной мысли и строгого инженерного расчета, мир научного творчества в сложную эпоху крупных политических потрясений в Европе. Она позволяет узнать, как много может вместить человеческая мысль, если она посвящена служению людям, творчеству и любимому делу». В Петербурге, на Университетской набережной установлена стела с именем Августина Бетанкура, а в сквере у главного корпуса Петербургского университета путей сообщения ему поставлен памятник, который в 2003 г. открыл наследный принц Испании Фелипе. Помнят изобретателя и на Санкт-Петербургской бумажной фабрике объединения «Гознак». Здесь есть его бюст, в музее хранятся документы, чертежи, подписанные им, и его портрет. В 1996 г. фабрика принимала участие в выставке, посвященной жизни и деятельности Августина Августиновича, которая проходила в Мадриде. А в 2003 г., к 185-летию «Гознака» на Санкт-Петербургском монетном дворе отчеканили памятную медаль, на одной из сторон которой изображены комплекс зданий Экспедиции и профиль А. А. Бетанкура. На бумажной фабрике изготовлена бумага с портретом основателя Экспедиции, выполненным в технике водяного знака. В этом же году согласно Постановлению Городской думы Нижнего Новгорода новая улица в Канавинском районе стала называться улицей Бетанкура. Алексей Ренкель, патентовед