Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

В современном мире газ служит источником тепла, электроэнергии, моторным топливом, сырьем для нефтехимии. Наша страна располагает значительными запасами энергетических ресурсов, на ее территории сосредоточены 1/3 мировых запасов природного газа, 1/10 нефти, 1/5 угля и 14% урана. Российская Федерация является мировым лидером по добыче газа, на его долю приходится более 50% топливно-энергетического баланса, суммарное по­треб­ление газа составляет около 420 млрд м3/год. Но ресурсы, разумеется, не бесконечны. По оценкам специалистов, в России запасов газа из уже активно разрабатываемых место­рождений хватит лет на 70. Таким образом, вопросы экономии и рационального использования природных ресурсов не менее актуальны, чем вопросы их добычи. Проходившая в столичном выставочном комплексе «Крокус Экспо» Международная специализированная выставка GasSUF ’2009 осветила не только сегодняшнее состояние газового рынка и новинки оборудования для отрасли. Здесь также были показаны возможности внедрения инновационных технологий по газо­-снабжению и энергосбережению, пер­спективные направления применения газа в быту и на транспорте. Вот уже несколько лет подряд выставка проходит в рамках Между­народного форума «Неделя эффективного распределения и использования газа». В настоящее время природный газ является одним из наиболее коммерчески и технически подготовленных видов моторного топлива. Перевод автомобильного и сельскохозяйственного транспорта на газ позволяет снизить эксплуатационные издержки предприятий и повысить их конкурентоспособность. Заправочные комплексы Холдинг «Национальные газовые технологии» («НГТ-Холдинг», г. Ека­те­рин­бург) представил на выставке оборудование рынка сжиженного природного газа — стационарные и передвижные заправочные комплексы, выпускаемые входящим в его со­став совместным российско-итальян­ским предприятием «Мета­ния». На специализированной выставочной площадке экспонировался образец передвижного автомобильного газового заправщика. Специа­листами компании разработан вариант северного исполнения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС), рассчитанный на работу при температуре до -60 °С. На сегодняшний день уже несколько таких станций эксплуатируются в условиях севера. «НГТ-Холдинг» имеет в наличии широкий модельный ряд компрессоров и может предложить станцию любой производительности под любое входное давление (будь то магистральный газопровод или городская сеть). Так, демонстрировался модельный ряд АГНКС БИ «Метан»: АГНКС БИ -75, -100, - 150, -300 и -500, рассчитанный на входное давление газа от 2 до 70 атм с компрессорами производительностью от 200 до 1850 м3/ч и более. Пред­ложенное оборудование позволяет строить станции, обеспечивающие заправку от 75 до 800 автомобилей в сутки. В технологических схемах АГНКС производства «НГТ-Холдинг» применяется система блочного исполнения, что позволяет станциям быть мобильными и транспортабельными. В базовый комплект оборудования входит, прежде всего, технологический блок, в котором размещены компрессоры для сжатия природного газа до 25 МПа, замерный узел и система подготовки (очистки и осушки) газа. Кроме того, комплект включает блок аккумуляторов газа, блок входных кранов, газораздаточную колонку и блок оператора. Пос­лед­ний представляет собой помещение для обслуживающего персонала, в котором находятся приборы контроля и управления технологическими процессами. Настройка и регулировка рабочих параметров станции просты и не требуют использования дополнительной дорогостоящей контрольно-измерительной аппаратуры. Система управления позволяет вести мониторинг с оборудования предприятия: отслеживать через GSM-канал информацию о текущем состоянии, наработке, ошибках на станции. АГНКС работают в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Система автоматического уп­рав­ления обеспечивает контроль параметров станции, ее автомати­ческое включение и выключение. Двухпостовая газораздаточная ко­лон­­ка укомплектована системой учета газа и информационным табло. Она обеспечивает заправку автомобилей до давления 19,6 МПа в две ступени. Измеритель количества газа «Игла» позволяет точно определить объем отпущенного газа. Рукав оснащен разрывной муфтой, а пистолет удобен в использовании и функ­ционально соответствует привычному всем бензиновому пистолету. Все оборудование АГНКС из­-готовлено во взрывозащищенном ис­полнении. Предусмотрена также сис­те­ма безопасности, включающая контроль загазованности, пожарную сигнализацию и блок автоматического пожаротушения. Таким образом, к заказчику станция поставляется в полном комплекте, предварительно пройдя испытания на территории холдинга. Фактический срок изготовления АГНКС составляет от 3 до 5 мес. Свою станцию заказчик получает укомплектованной в блок-боксы, так что ее монтаж на объекте состоит только в подключении к газовой и электрической сетям. Вода для технологических целей не нужна, поскольку в компрессоре применена закрытая система охлаждения с низкозамерзающей жидкостью (анти­фризом). Блоки не требуют специального фундамента, что значительно сокращает сроки монтажных и строительных работ. От заказчика потребуется только подготовить под них площадку. Как правило, это бетонные плиты или обычный асфальт. Техноло­ги­ческий блок-бокс изготовлен на основе усиленной металлоконструкции. Стеновые панели выполнены из специального материала «Изол», рассчитанного на широкий температурный диапазон окружающей среды. Передвижной газозаправщик ПАГЗ — это мобильная АГНКС на базе автомобиля КамАЗ. ПАГЗ состоит из одного контейнера, в котором размещены 60 баллонов и дожимной компрессор, что позволяет производить заправку 40 автомобилей. ЗАО «Промэнергомаш» (г. Санкт-Петербург) представляет на россий­ском рынке немецкого партнера — одного из мировых лидеров по производству и поставкам автомобильных газонаполнительных компрессорных станций фирму Bauer Kompressoren. Компания производит широкую ли­нейку моделей АГНКС: от мини до крупных автобусных станций. Мини-станции имеют производительность от 10 заправок в сутки. Крупные автобусные АГНКС позволяют заправлять до 40 автобусов в час. Основные достоинства и особенности немецких станций — высокая степень надежности и качество компрессорного оборудования. Низкое потребление расходных материалов и электроэнергии обеспечивается за счет использования энергосберегающих технологий. К преимуществам следует отнести и безвибрационную работу компрессора. Расположение системы осушки газа на стороне высокого давления компрессора гарантирует большую чистоту подаваемого газа и стабильную работу газораздаточного оборудования. Ком­п­рессоры с выходным давлением до 350 бар позволяют заполнять баллоны ПАГЗ и ресиверы на 320 бар. Станция поставляется в собранном виде, готовой к эксплуатации после проведенных в заводских условиях испытаний. Таким образом, затраты на ее монтаж и пус­коналадку минимальны. Возможность уве-личения производительности без ка­питального строительства обеспечивается за счет установки дополнительного компрессорного блока в существующее здание или путем модульного расширения АГНКС. Срок запуска станции в эксплуатацию – 8–10 рабочих дней с момента ее поступления на место монтажа при наличии газопровода и линии электропитания. Серия станций MFS (Mini-Fuel-Station) от Bauer Kompressoren реа­лизуется на компрессорах невысокой производительности. Применяется она на газопроводах низкого давления и является доступным ре­шением для организации газозаправочной станции производственного предприятия, а также коммерческих много­топливных автозаправок. Комп­рес­сорная станция со всем вспомогательным оборудованием выполнена в компактном бетонном здании (контейнере). В целях экономии на приобретении газозаправочных колонок и строительно-монтажных работах возможно исполнение с встроенным в здание заправочным узлом. Мини-станции MFS занимают не­большую территорию, имеют низкие эксплуатационные расходы и отличаются эргономичностью обслуживания, т. к. полностью автоматизированы и не требуют присутствия технического персонала. Для организации «быстрых заправок» MFS дополняется аккумулятором газа, за счет которого также обеспечивается тре­буемое количество заправок в часы пик. Серия компактных станций CFS (Compact-Fuel-Station) имеет мо­дуль­ное исполнение (капитальное здание или контейнер). При этом базовые модули рассчитаны на один-два или один-три компрессора. Мо­дульное построение дает возможность поэтапно наращивать производительность станции без проведения строительных работ, т. е. с минимальными затратами. При этом увеличение производительности происходит пос­редством монтажа компрес­сорного агрегата в заранее запла­-нированное место в здании или контейнере. АГНКС серии СFS имеют производительность от 10 до 700 условных заправок при входном давлении газа от атмосферного до магистрального. Они могут быть оснащены всеми моделями компрессоров, выпускаемых Bauer Kompressoren для компримирования природного газа. Компрессорные станции серии СТА предназначены для установки внутри существующего помещения, при этом вспомогательное обору­дование, включая систему осушки газа, систему управления и звукоизолирующий металлический кожух, монтируются на раме компрессорного блока. Установки серии СТА имеют те же типы компрессоров, что и СFS. При этом они могут комплектоваться аккумуляторами газа и заправочными устройствами, аналогичными CFS. Системы впрыска топлива Новогрудский завод газовой аппаратуры (ОАО «НЗГА») является одним из крупнейших в Беларуси предприятием по выпуску широкого спектра оборудования. Это счетчики газа, огнетушители, запорная ар­матура, аппаратура для перевода легковых и грузовых автомобилей на сжиженный нефтяной (LPG) и сжатый природный газ (CNG*) и многое другое. Среди пред­ставленной про­дукции стоит отметить новый командо­контроллер последова­тель­ного впрыска газа AGIS i8 OBD CAN. Изделие спроектировано в основном для применения в автомобилях, оснащенных новейшей диагностической системой подачи топлива OBD2 (On-Board Diagnostics). Однако его можно устанавливать и на поздние модели автомобилей, выпущенные после 2003 г. Благодаря современной конструкции и высокопроизводительному процессору это устройство обеспечивает выполнение строгих стандартов выбросов выхлопных газов при одновременном сохранении динамики езды как при бензиновом режиме. AGIS i8 OBD CAN — совершенно новый на рынке командоконтроллер последовательного впрыска газа, под­держивающий коммуникацию через последовательную цифровую шину CAN. Тем самым в нем появилась возможность бортового диагностирования OBD автомобильного компьютера ECU (Electronic Control Unit), управляющего бензиновым режимом, с уровня программного обеспечения командоконтроллера LPG. Преимуществами устройств этого типа являются возможность идеальной калибровки LPG по отношению к бензину, постоянный мониторинг регулировок и их автоматическая коррекция до уровня, требуемого евростандартами по выбросам выхлопных газов. Столичная фирма «Резол автогаз» является официальным дилером италь­янской компании Lovato и крупнейшим поставщиком газобаллонных систем для двигателей внутреннего сгорания. Продукция Lovato охватывает всю гамму силовых агрегатов как различных типов автомобилей, так и катеров, скутеров, мотогенераторов и т. д. Она позволяет переоборудовать двигатели для работы на экологически чистом топливе (сжиженном нефтяном и сжатом природном газе). Представленная система распре­деленного впрыска газа Fast раз­работана в исследовательской лабора­тории фирмы Lovato и предназначена для использования на самых современных автомобилях. Fast поз­воляет подавать необходимое количество газа непосредственно в каждый ци­линдр двигателя. Время впрыска и количество газа определяются автомобильным компьютером ECU. При определении времени впрыска учитываются особенности газа как топлива. Эмуляторы OBD и подобные уст­ройства не являются необходимыми при установке Fast, т. к. штатная сис­тема подачи топлива работает в пол­ном объеме. При использовании Fast полностью остаются работо­спо­соб­ными системы современного авто­мобиля, направленные на уменьшение вредных выбросов. Проду­манная ком­п­лектация Fast позволяет максимально минимизировать время установки и настройки. Система распределенного впрыска газа отвечает экологическим нормам Eвро 3 и Eвро 4. Композитные газовые баллоны Основным условием функционирования метановой топливной системы транспортных средств является использование баллонов минимального веса, рассчитанных на давление до 320 атм и выше для увеличения пробега автомобилей. Применение тяжелых стальных баллонов значительно ограничивает возможности перевода автотранспорта, в особенности легковых автомобилей и автобусов, на компримированный природный газ (КПГ). Поэтому в настоящее время весьма актуальны легкие и высокопрочные баллоны высокого давления. Эту продукцию с недавнего времени освоили и выпускают и отечественные производители. Так, Научно-производственная фирма «Реал-Шторм» (г. Ижевск, Удмуртская республика) является разработчиком и крупнейшим производителем облегченных металлокомпозитных баллонов высокого давления с бесшовным алюминиевым лейнером* в оболочке из композиционного материала. Серийный выпуск баллонов организован на производственной базе ООО «Пер­вый механический завод». Техни­ческие решения, применяемые при их изготовлении, защищены шестью патентами и более чем 20 авторскими свидетельствами. Изделия отличаются высоким уровнем качества, а их стоимость в 2,5 раза ниже, чем зарубежных аналогов. Предлагаемые баллоны используются в качестве топливных емкостей для сжатого природного газа, а также для транспортирования и хранения газа под давлением до 31,4 МПа при запасе прочности 2,6. Коэффициент весового совершенства (отношение массы баллона к его вместимости) составляет 0,52–0,66, что почти в 2 раза выше, чем у металлокомпозитных баллонов со стальным лейнером. Изделия фирмы «Реал-Шторм» применяются для хранения КПГ, используемого как моторное топливо для автотранспорта, в системах пожаро­тушения для хранения хладонов и их заменителей. Можно их эксплуатировать и в качестве блоков аккумуляторов газа (БАГ) для автоматизированных газонакопительных компрессорных станций (АГНКС) или передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗов). Наконец, такие баллоны можно применять и в качестве емкостей для дыхательных аппаратов вместимостью от 2 до 10 л, заполняемых дыхательными смесями с рабочим давлением 30 МПа. Качество баллонов обеспечивается уникальной технологией, защищенной патентами. Бесшовный лейнер из алюминиевого сплава производится из трубной заготовки, прочность которой усиливается холодным деформированием с последующей закаткой горловин. Затем лейнер подвергается термообработке. При этом без силовой композитной обмотки он используется в качестве баллона на рабочее давление 40 кгс/см2. Каждый лейнер при серийном изготовлении контролируется расчетным пробным давлением с целью интегральной оценки его качества по параметру остаточной объемной деформации. Композитная оболочка, выполненная базальтовым ровингом с эпоксидным связующим, обеспечивает требуемый запас прочности по разрушению и нагрузку в 15 000 цик­лов с давлением, равным 1,3Рраб. Группа компаний «Сафит» (г. Хоть­ково, Московская обл.) занимается разработкой и произ­водством гаммы композитных баллонов высокого и низкого давления CNG и LPG. «Са­фит» — один из ведущих производителей стеклопластиковых изделий на основе эпоксидных и полиэфирных смол. С использованием уникальных технологий на предприятии ведется разработка и серийное производство коррозионно-стойких трубопроводов, специальных станков для спирально-кольцевой намотки труб из полимерных композиционных материалов, а также другое нестандартное оборудование и технологическая оснастка. Изготавливаемые на предприятии композитные баллоны высокого давления применяются в различных системах, где необходимо сочета­-ние малого веса и гарантированных прочностных характеристик. Это сис­темы жизнеобеспечения пожарных и работников МЧС, кислородные баллоны для аквалангов, топливные системы автомобилей и т. д. Ком­по­зитные корпуса «Сафит» облада­- ют высокой механической прочностью, малым весом и высокой на­дежностью. Баллоны низкого давления эф­фективны, прежде всего, в системах водоподготовки. Исключительно ком­па­ния «Сафит» предлагает баллоны с лейнером и резьбовой втулкой из нержавеющей стали, с наружным силовым слоем из стеклопластика. Изделия обладают высокой механической прочностью, малым весом и могут применяться в различных системах водоподготовки. Лейнер и резьбовая втулка вы­полнены из пищевой нержавеющей стали. Наружный силовой слой изготовлен из стекловолокна и обеспечивает необходимую прочность корпуса во всех режимах работы. Верхняя резьба подходит ко всем стандартным промышленным соединениям. Изделие устойчиво к возникновению коррозии, имеет легкий и удобный при транспортировке и хранении корпус. Рабочая температу­ра — до 150 °С, давление — 3 МПа. Голландская фирма Prins Auto­gassystemen B. V. является ведущим в мире производителем газобал­лон­ного оборудования (ГБО) для автомобилей и выпускает качественные изделия для самых технологически совершенных машин. ГБО Prins VSI зарекомендовало себя как обору­дование, которое лучше всего проявляет свой потенциал и технические возможности на шести-, восьми­ци­линд­ровых двигателях американских и японских автомобилей. В японских машинах уста­навливается одна из самых современнейших в мире систем — Valve Care, которая охраняет седла клапанов. Исполь­зование форсунок от лидера в производстве бензиновых форсунок япон­ской компании Keihin гарантирует идеальный впрыск газа. Возможность регулирования давления в редукторе Prins позволяет полностью заполнить форсунку газом, благодаря чему последняя подает топливо точно так же, как бензиновая. Автономная газификация объектов ООО «Астин-Групп» (г. Москва) занимается проектированием и внедрением систем автономной газификации частных и промышленных объ­ектов, обладающих рядом значительных преимуществ перед системами магистрального газоснабжения. Подобная система автономна и не зависит от падений давления в трубе. При этом она экономична: за год экономия от использования сжиженного газа по сравнению с дизельным топливом составляет около 40–60 руб. на 1 м2 площади помещения. Газовое отопление является экологически чистым в связи с отсутствием золы и проблем с ее удалением (как в случае с углем), сажи и запаха окис­лов серы (как от дизельного топлива). При правильном проектировании система автономного газоснабжения очень надежна и имеет срок службы около 30 лет. В системах газификации «Ас­тин-Групп» использует высокока­чественное оборудование немецких и чешских производителей. Для снаб­жения коттеджа сжиженным газом применяются специальные резервуары, устанавливаемые на определенном расстоянии (5–15 м) от зданий и сооружений, септиков и скважин. От емкости проводится небольшой мини-газопровод к ко­тельному оборудованию, обеспечивающему теплом и горячей водой весь коттедж. В состав системы входит емкость на 5–9 м3, бетонная плита для ее крепления, двухступенчатый блок редуцирования, пластиковый газопровод и цокольный ввод в дом (переход металл–пластик). Резер­вуар заполняется от газовоза через специальный сливной шланг длиной 25 м, что позволяет заправлять емкости, расположенные в любом месте прилегающего к дому участка. Для газификации котельных боль­шой мощности, например от 150 кВт и выше, испарительной способности резервуаров недостаточно, поэтому требуется применение испарительных установок. Фирма поставляет как водяные, так и электрические испарители газа практически любой необходимой производительности, встроенные в емкость или индиви­дуальные. В зависимости от мощности котельного оборудования (50, 100 и 130 кВт) системы автономного газо­снабжения комплектуются ре­зер­вуарами объемом соответственно 4,8; 6,4 и 2?4,8 м3. ООО «ГазЭнергоСистемы» (г. Мос­ква) оказывает широкий спектр услуг в области проектирования и строительства газопроводов, котельных, современных энергетических центров с применением новейших технологий. Это одно из первых российских предприятий, начавших внедрение нового и необходимого для городского строительства направления — создания автономных коге­-нерационных и тригенерационных энерго­центров — источников электро-, тепло- и холодоснабжения (кондиционирования), работающих на природном газе. Фирма на профессиональном уровне выполняет проектирование газопроводов высокого, среднего и низкого давления, электрозащиты от коррозии котельных, энергетических центров. Процесс монтажа газопроводных сетей включает в себя предварительную установку газорегуляторных пунктов, КИПиА, систем защиты от электрохимической коррозии, газового оборудования для котельных и запорной арматуры наружных и внутренних газопроводов. Татьяна Желевская, фото автора