Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Экспорт углеводородов является основным источником пополнения рос­сийского бюджета. Поэтому воп­росы, связанные с добычей, переработкой и, в особенности, транспортировкой нефти и газа, имеют для нашей страны приоритетное значение. Трубопроводный транспорт — один из самых оптимальных вариантов перемещения жидких и газообразных углеводородов на большие расстояния. Его главное отличие от других видов транспорта заключается в том, что в процессе транспортировки перемещается сам товар, а не транспортное средство. Это позволяет достичь существенной экономии на операциях погрузки и выгрузки. В России по магистральным трубопроводам перемещается практически 100% добываемого газа, 80% добываемой нефти и более 20% продукции нефтепереработки. Протя­женность российских магистральных трубопроводов превышает 221 тыс. км, из которых 153 тыс. км — это магист­ральные газопроводы, 48 тыс. км — магистральные нефтепроводы и бо­лее 20 тыс. км — магистральные нефтепродуктопроводы. Несмотря на достаточно развитую трубопроводную систему, отсутствие у России трубопроводов экспортных направлений ежегодно оборачивается потерей сотен миллионов долларов. А недобросовестная политика некоторых стран-транзитеров вредит репутации России как надежного поставщика энергоресурсов. Чтобы повысить эффективность экспорта и обеспечить энергетическую безопасность и экономическую независимость от стран ближнего и дальнего зарубежья, России необходимо в ближайшее время построить собственные экспортные трубопроводы и диверсифицировать направления по­ставок энергоносителей. Тема экономической целесообразности строительства новых трубопроводов и их влияния на развитие экономического потенциала Восточ­ной Сибири и Дальнего Востока подробно обсуждалась на 8-й выставке «Трубопроводные системы: строительство, эксплуатация, ремонт» и форуме «Нефть. Газ. Промыш­лен­ность России». Производство труб В годы экономического бума трубная промышленность России показывала устойчивые темпы рос­та. Была проведена коренная модернизация отрасли, реализованы ин­вестиционные программы на сум­му порядка 8 млрд долл. Объем инвестиций в трубную промышленность является одним из самых высоких в реальном секторе экономики — 200 дол/т готовой продукции. В ре­зультате за 10 лет отрасли практически удалось решить проблему импортозамещения труб большого диаметра, в 2012 г. мощности по их производству достигнут 5,9 млн т. А совокупный объем мощностей по выпуску трубной продукции будет увеличен до 14 млн т. (Для сравнения: в 2004 г. он составлял 7,65 млн т.) В начале 2000-х гг. завершилась консолидация отрасли. Сегодня на рынке действуют около 10 ведущих производителей. В числе лидеров следует назвать Трубную металлургическую компанию (ОАО «ТМК»), которая объединяет Волжский трубный завод, Северский и Синарский заводы на Урале плюс Таганрогский металлур­гический завод, а также Объ­е­ди­ненную металлургическую ком­панию (ЗАО «ОМК»), включающую Вык­сунский металлургический и Аль­метьевский трубный заводы. Кро­ме того, среди лидеров — Челябинский трубопрокатный завод (ЗАО «Группа ЧТПЗ»), в состав которого входит Перво­ураль­ский новотрубный завод; Московский трубный завод «Филит» и Кировский завод по обработке цветных металлов в составе Ураль­ской горно-металлургической компании. Трубная отрасль России обладает всеми необходимыми производст­венно-технологическими ресурсами для реализации самых сложных ин­фраструктурных проектов. В настоящий момент российские трубы ис­поль­зуются для строительства нефте­провода Восточная Сибирь – Тихий океан, газопроводов Бованенково – Ухта, Северный и Южный поток. Однако разразившийся финансово-экономический кризис не мог не сказаться на отрасли. Уже в 2008 г. российский рынок стальных труб сократился, по данным Росстата, на 10,7%. Производство стальных труб в январе-октябре 2009 г. составило 5,3 млн т. Министерство промышленности и торговли приводит следующую динамику падения производства по ос­новным видам трубной продукции: трубы тянутые общего назначения — 42,2% по сравнению с уровнем января-октября 2008 г., бурильные — 47%, катаные общего назначения — 61,2%, нефтепроводные электросварные — 62,2%, водогазопроводные — 69%, бесшовные — 69,1%, нефтепроводные бесшовные — 71,3%, сварные — 72,3%, тонкостенные электросварные — 74%, обсадные — 75,2%, электросварные — 81,3%, трубы сварные большого диаметра и насосно-компрессорные — соответственно 98 и 99%. Снижение выпуска труб в 2009 г. обусловлено сокращением их пот­ребления со стороны строительной индустрии (водогазопроводные и тонкостенные электросварные тру­бы), предприятий нефтегазодобывающей промышленности (обсадные, бурильные, нефтепроводные элект­ро­сварные и бесшовные трубы). В машиностроении потребление катаных и тянутых общего назначения труб, а также труб специального на­значения составляет 61% от до­кризисного уровня. В условиях спада производства особенно остро встал вопрос о не­добросовестной конкуренции со стороны китайских и украинских производителей. Так, украинское правительство освободило отрасль от налоговой задолженности, списало штрафы, предоставило отсрочку на 10 лет по обязательным платежам, дополнительно были снижены и железнодоро­жные тарифы. В итоге в обход ра­нее заключенных соглашений между правительствами России и Украины резко возрос импорт дорогостоящих видов труб группы «Интерпайп». А ущерб, нанесенный российской трубной промышленности со стороны недобросовестных конкурентов, сос­тавляет, по некоторым оценкам, по­рядка 160 млн долл. Развитие трубопроводной сети Вопросы создания эффектив­- ной энергетической инфраструктуры, вклю­чая трубопроводный транспорт, тесно связаны с возможностями развития смежных отраслей — как с точки зрения формирования спроса на трубную продукцию, так и в плане удовлетворения потребностей в энергоресурсах и сырье. Свыше трети всех стальных труб используются при строительстве но­вых нефте- и газопроводов. Базовым документом развития нефтегазовой отрасли является Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. В соответствии с принятой стратегией только для реконструкции и технического переоснащения действующих трубопроводов в ближайшие годы могут потребоваться объемы труб порядка 2–3 млн т/год. Несмотря на то, что объем инвестиций в нефтяную отрасль сократился в 2009 г. на 10–20% по сравнению с 2008 г., правительство не собирается отказываться от масштабных про­ектов по сооружению экспортных трубопроводов. Прио­ритет здесь от­водится восточным регионам страны. Формирование крупных центров нефте- и газодобычи в Иркутской области, Красноярском крае, Рес­публике Саха (Якутия) и на Сахалине будет способствовать диверсификации экспорта углеводородов. Важ­нейшим инфраструктурным проектом восточного направления является строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), пуск первой очереди которой состоялся 28 декабря 2009 г. Сооружение ВСТО позволит Рос­сии не только выйти на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, но и, что гораздо более важно, даст существенный импульс социально-экономическому развитию восточносибирских и дальневосточных регионов страны. Общая потребность ТЭКа в стальных трубах с учетом затрат на ремонт трубопроводов оценивается Мипромторгом к 2020 г. в 6900 тыс. т. (Для сравнения: в докризисном 2007 г. объем рынка составлял 5240 тыс. т.) Так что, невзирая на кризис, трубная отрасль в долгосрочной перспективе имеет неплохие шансы для наращивания производства. Значительный объем стальных труб применяется в машиностроительном секторе, увеличение продукции которого по инновационному сценарию Минпромторга должно составить 303% по отношению к 2007 г. Стальные трубы широко применяются и в строительном комплексе в качестве несущих конструктивных элементов зданий и сооружений, при возведении эстакад, пролетных стро­е­ний мостов, изготовлении ре­зер­вуаров, строительных лесов и т. д. Перспективным сегментом рынка стальных труб является жилищно-коммунальное хозяйство, где предусмотрены крупные ремонтные работы ввиду чрезмерной изношенности инженерных сетей. Правда, наряду со стальными трубами, здесь растет потребление более износостойких и долговечных труб из сплавов и металлопластиков. Тем не менее общий рост потребления стальных труб в строительном комплексе и ЖКХ прогнозируется к 2020 г. в объеме 2700 тыс. т. Крупными потребителями трубной продукции являются черная и цветная металлургия, химический комплекс и сельское хозяйство. По оценке Минпромторга, потребление стальных труб в указанных отраслях увеличится с 990 тыс. т в 2007 г. до 1050 тыс. т в 2020 г. Таким образом, в результате развития российской экономики к 2020 г. прогнозируемый спрос на стальные трубы внутри страны должен увеличиться в 1,35 раза по сравнению с уровнем 2007 г. При этом экспорт и общий объем производства труб возрастут соответственно в 1,32 и 1,54 раза. Ремонт и утепление трубопроводов В климатических условиях нашей страны утепление трубопроводов имеет важнейшее значение. На выставке можно было познакомиться с несколькими видами утеплителей. Компания «Стройтехизоляция» (г. Видное, Московская обл.) продвигает на российский рынок теплоизоляцию K-Flex. Это гибкие, эластичные материалы из вспененного синтетического каучука с закрытыми порами, выпускаемые в форме трубок различного диаметра, рулонных материалов и листов. Применение в качестве основы синтетического бутадиен-акрилнитрилового каучука придает им высокую гибкость и эластичность. Важно отметить, что технические характеристики K-Flex — паро- и водонепроницаемость, слабая горючесть, стойкость к воздействию микроорганизмов и плесени — не изменяются со временем. Специально для изоляции трубопроводов были разработаны рулонные материалы системы K-Flex Energo Plus. Они обладают низкой теплопроводностью и обеспечивают однородность теплоизоляционной конструкции, способствуя тем самым максимальному снижению тепловых потерь на трубопроводах и технологическом оборудовании. Кроме того, материалы K-Flex Energo Plus — едва ли не единственная теплоизоляция, способная вы­полнять свои функции даже при непосредственном контакте с водой, что нередко случается при надземной прокладке трубопроводов, а также прокладке в лотках. Завод «Таттеплоизоляция» (г. Ка­зань, Республика Татарстан) занимается производством предварительно изолированных пенополиуретаном труб и фасонных изделий. Продукция предприятия может ис­пользоваться для подземной, надземной и канальной прокладки трубопроводов с температурой транс­портируемой среды до 157 °С. Конструкция труб с использованием пенополиуретановой (ППУ) изоляции включает в себя стальную трубу, теплоизоляционный слой из ППУ, защитную оболочку из полиэтилена или спирально-вальцованной оцинкованной стали, центрирующие опоры и медный сигнальный провод. Предизолированные ППУ трубы в сборе представляют собой единую конструкцию благодаря адгезии между стальной трубой, изолирующим слоем и внешней гидрозащитной оболочкой. Аналогична и конструкция используемых в данной технологии фасонных изделий, фитингов и запорной арматуры. Места стыков предизолированных ППУ труб скрепляются термоусаживаемыми муфтами с заливкой в них компонентов ППУ на месте монтажа либо комплектами стыков с использованием стальных оцинкованных кожухов и термоусадочной ленты с замками. Компания «РПС» (г. Москва) яв­ляется официальным представителем научно-исследовательского центра «Поиск» (г. Уфа, Республика Башкортостан) и предлагает к применению разработанный там материал «Асмол» для антикоррозионной защиты трубопроводов. Новый изоляционный материал «Асмол» (асфальтосмолистый олигомер) изготавливается на основе отходов нефтехимического производства. При нанесении на поверхность трубы его функциональные группы вступают во взаимодействие с кристаллической решеткой металла. В результате происходит не простое прилипание изоляции к защищаемой поверхности, а образование адгезионных химических связей, которые продолжают действовать в течение всего срока эксплуатации трубопровода. При взаимодействии с продуктами коррозии «Асмол» образует растворимые соединения, которые впитываются в изоляцию. Это приводит к локализации, а затем и полной остановке развития очага коррозии. С течением времени защитные свойства материала лишь увеличиваются за счет образования в нем барьерных ионных слоев из растворимых продуктов коррозии, дополнительно препятствующих проникновению агрессивных сред. На основе нефтеполимера «Асмол» центр «Поиск» выпускает мастичную композицию «Асмол», асмольную грунтовку, изоляционную ленту «Лиам» и армированный материал «Армас». Марина Народовая, фото автора