Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Россия является одним из крупнейших в мире производителей синтетического каучука, шин и резинотехнических изделий. Невзирая на трудности, которые в настоящий момент испытывают основные потребители продукции резинотехнической промышленности — автомобильная отрасль, строительство и машиностроение — наша страна продолжает оставаться одним из ведущих экспортеров синтетических каучуков. Воспользовавшись вынужденной паузой, многие предприятия отрасли занялись модернизацией производства, внедрением новых технологий и промышленных разработок. ОАО «Си­бур Холдинг» запустило производство синтетического дивинильного и дивинил-стирольного каучука нового поколения. В Нижнекамске ОАО «Тат­нефть» открыло первый в России завод по выпуску цельнометаллокордных шин на базе технологий немецкой компании Continental. Именно сейчас очень важно предоставить ведущим производителям и специалистам отрасли площадку для взаимного общения, обсуждения проблем, демонстрации конкурент­ных преимуществ своего товара. С этой задачей успешно справилась 13-я Международная специализированная выставка «Шины, РТИ и каучуки», организованная ЗАО «ПИК “Мак­сима”» при содействии ЦВК «Экспо­центр». Новые каучуки и их применение Одним из самых заметных на выставке был стенд международного концерна Lanxess (Германия), который представил ряд инновационных продуктов в линейке полибутадиеновых каучуков. Это, прежде всего, высокоэластичный неодимовый поли­бутадиеновый каучук марки Bu­na?CB 21 с высоким уровнем вязкости. Новая марка демонстрирует превосходный показатель эластичности на отскок, стойкость к динамическим нагрузкам и низкий уровень теплообразования. Buna CB 21 — идеальный продукт для снижения сопротивления качению автомобильных шин. В ряду бутадиеновых каучуков следует отметить также раство­ри­мый винил-стирол-бутадиеновый кау­чук Buna VSL, отличающийся высокой упругостью и эластичностью при низких температурах. Buna VSL ис­пользуется в основном как компонент полимерной смеси для протекторов шин с целью улучшения их сцепления с дорогой. Присутствие стирола и винила обеспечивает изделиям повышенное сопротивление истиранию плюс идеальный баланс силы сцепления и сопротивления качению. Растворимый стирол-бутадиеновый каучук Buna SL отличается от­носительно низкой температурой стеклования, что придает ему отличную гибкость при пониженных температурах и низкий уровень сопро­- тивления качению. Buna SL отлично подходит для производства шин, рельефных технических, выдувных или штампованных изделий, подошв обуви и деталей автомобиля. Среди продуктов, которые концерн Lanxess представил в качестве новинок, был также новый гидри­-рованный бутадиен-нитрильный каучук под торговой маркой The­r­ban AT 3400 VP. Этот эластомер имеет характерную маслоподобную консистенцию и является идеальной жидкостью для литья под давлением. Такой технологический процесс вполне экономически оправдан при производстве специальных мягких уп­лотнений без применения пластификаторов. Казанский завод синтетического каучука (Республика Татарстан) — единственное предприятие в России, производящее силиконовые каучуки и изделия на их основе. На базе низкомолекулярного диметилсилоксанового каучука предприятие разрабо­тало линейку двухкомпонентных кремнийорганических герметиков «Вик­синт». Они представляют собой пасто­образный материал, обладающий способностью при смешивании с катализатором вулканизироваться при температуре окружающей сре­ды, переходя в резиноподобное сос­тояние. Наиболее ценной особенностью силоксановых материалов является стабильность свойств и рабочих характеристик при длительной эксплуатации в условиях резких перепадов температуры, повышенной вибрации, воздействия УФ-излучения и радиации. Продукты «Виксинт» служат для поверхностной герметизации металлических соединений и аппаратуры в авиационной промышленности, приборостроении, радиоэлектронике, автомобильной отрасли и строительстве. Марка «Виксинт У-1-18» может, кроме того, применяться для герметизации в закрытом объеме без доступа воздуха при температуре от -60 до +250 °С. «Виксинт У-2-28» ис­пользуется в контакте с серебряными и оловянными покрытиями, медью и хромированной бронзой при температуре прогрева до 100 °С. Новинка казанского завода — прозрачный силиконовый клей-герметик MaxSil широкого диапазона использования. Он обладает отличными диэлектрическими свойствами, стойкостью к воде и антифризу, мо­жет эксплуатироваться при температуре от -50 до +200 °С. Новый клей-герметик подойдет для вклеивания фар, герметизации резинового уп­лотнителя на лобовом стекле, кузовных работ, формирования и восстановления поврежденных прокладок. Армирующие материалы для шин Постоянно растущие требования к качеству шин предопределили и эволюцию армирующих тканей. В пер­вых автомобильных шинах для армирования использовалась ткань из дорогого ирландского льна. Затем она была вытеснена хлопковой тканью, которая оставалась основным армирующим материалом до конца второй мировой войны. При­менение вискозного корда из непрерывных волокон началось в конце 1930-х гг. во Франции. Ней­лоновый шинный корд появился в конце 1940-х гг. и был востребован, прежде всего, при производстве шин для грузовиков, внедорожников и авиационной техники. Полиэфирный корд, отличающийся большей прочностью, чем вискоза, и лучшей стабильностью размеров в сравнении с нейлоном, в начале 1960-х гг. впервые применила американская компания Goodyer. С тех пор он претерпел ряд технических усовершенствований и стал основным армирующим материалом для каркаса шин легковых и грузовых автомобилей сначала в Се­верной Америке, а потом и во всем мире. Широкий ассортимент кордных и технических тканей для армирования шин и резинотехнических изделий был представлен на стенде компании «КАМиТ» (г. Тверь). Для производства корда на предприятии используют высококачественные технические нити таких фирм, как «Дюпон», «Нексис Файберс», «Кордса», PHP. Кроме того, специалисты компании самостоятельно разработали нес­колько видов уточных нитей высокой растяжимости: двухкомпонентные из полиамида и хлопка, однокомпонент­ные полиамидные и хлопчатобумажные. По своим качественным характеристикам они ни в чем не уступают зарубежным аналогам. Научными и техническими специалистами компании были созданы и внедрены в производство более 65?видов кордных и технических тканей. Некоторые из этих армирующих материалов являются эксклюзивными и производятся только компанией «КАМиТ». К их числу относится полностью полиэфирный корд марок 14?ЛДУ, 21 ЛТДУ и 30 ЛР, анидные кордные ткани 24 А и 24 АДУ (структура 140 текс ? 1 ? 2), 30 А и 30?АДУ (188 текс ? 1 ? 2) с повышенной прочностью для каркаса авиашин, а также кордные ткани марок 35?АДУ, 40 АДУ, 45 АДУ, 50 АДУ, 55?АДУ и 65?АДУ для крупных и сверхкрупногабаритных шин карьерных самосвалов и спецтехники. Недавно компания запустила в производство совершенно новый вид кордных тканей из нитей ПВС (поливинилового спирта), которые имеют очень высокие физико-механические и адгезионные показатели, что позволяет использовать их в брекере* шин для сельскохозяйственной техники взамен вискозного корда. В пос­леднее время разработана и успешно внедрена новая анидная ткань марки 11А, которая служит в качестве экрана в легковых высокоскоростных шинах нового поколения. Эта ткань обладает высокой прочностью, повышенной силой усадки и меньшим весом по сравнению с прежде применявшимися материалами. Оборудование для производства резины Североамериканская компания Farrel поставляет своим клиентам оборудование для производства вы­сококачественного резинового лис­та. Предложение Farrel включает в себя листопрокатную машину ДЛМ и смеситель «Интермикс» серии Mark 5. Смесители «Интермикс» предназначены для введения и равномерного распределения пигментов и наполнителей в резиновые и пластиковые смеси. Они имеют модульную конструкцию и способны смешивать партии большого объема с регулировкой подаваемой мощности, что обеспечивает высокое качество диспергирования материала. Конструкция роторов NR5 и эф­фективный термоконтроль делают такие установки идеальными для производства современных компаундов и резиновых смесей. Роторы NR5 состоят из двух спиралей, одна из которых срезана, чтобы обеспечить сцепление с другим ротором. Ре­зультирующий профиль представляет собой набор точно пригнанных выс­тупов и клиньев, благодаря которым обеспечивается принудительная циркуляция и однородность перемешиваемой массы. Равномерное распределение и диспергирующее смешивание компонентов осуществ­ляют­ся в зоне между роторами. При снижении вязкости материал перемещается в пространство между клиньями и стенками камер для гарантии полной дисперсности. В зоне максимального сближения роторов расположены термоэлектрические зонды (термопары) с автоматической стабилизацией температуры, что компенсирует охлаждающее действие концевых пластин камеры смешения. Для равномерного охлаждения роторы NR5 и стенки камеры оснащены лабиринтными водоводами высокоскоростной циркуляции воды, исключающими опасность то­чечного прогрева и преждевременной выгрузки партии. Однородность достигается за счет смешивания ингредиентов в несколько стадий. Управление всеми функциями смешивания, взвешивания и подачи ингредиентов осуществ­ляется с помощью микропроцессора. Однородность от партии к партии контролируется по заданным пользователем параметрам общего энергопотребления, времени и температуры. Управление смесителем «Интер­микс» можно реализовать по разомк­нутому циклу, когда условия работы задаются извне, либо по замкнутому циклу, когда его работа регулируется по температуре. Двухшнековая листопрокатная машина ДЛМ предназначена для формирования высококачественно­го резинового листа из массы технологического материала. Машина объединяет в себе специально сконструированный двухшнековый экструдер и двухвалковый каландр. Два вращающихся в противоположных направлениях конических шнека засасывают технологическую массу, выгружаемую из смесителя «Интермикс» без использования механических толкателей. Конструкция шнеков, а так­же?возможность контролировать и регулировать температуру соприкасающихся с сырьем поверхностей поз­воляют снижать температуру по­даваемых в каландр материалов. Для дополнительного охлаждения в ка­ландре используются валки с вы­сокой теплоотдачей. Благодаря уклону на всем пути следования, от входного отверстия экструдера до зоны выгрузки, продвижение материала осуществляется самотеком. Приводы экструдера и каландра действуют напрямую от независимых электродвигателей с регулируемой частотой вращения, расположенных в торцах валов этих агрегатов. Большое отверстие пи­тающего бункера экструдера обеспечивает свободную подачу технологической массы на лопасти шнеков. Значительное расстояние между лопастями на питающем конце экструдера способствует тому, что в зону выгрузки (на противоположный конец) необходимое количество ре­зиновой массы подается за один оборот шнеков. Привод верхнего съемного валка каландра осуществляется от нижнего посредством передаточного механизма. Оба валка выполнены из стали и имеют оболочковую конст­рукцию для лучшей теплоотдачи. Зазор между валками можно регулировать без остановки агрегата. Уп­равление листопрокатной машиной ДЛМ производится программируемым логическим контроллером с сенсорным экраном. Шины и их восстановление Среди представленной на выставке шинной продукции преобладали изделия Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, Группа компаний «Петро­мастер» (г. Санкт-Петербург) демонстрировала шины для грузовых автомобилей West Lake китайского производства. Новое поколение шин West Lake категории СМ специально разработано как для региональных, так и для дальних перевозок и предназначено для ведущих осей средних и тяжелых тягачей. Широкий протектор изделий обеспечивает прекрасный показатель пробега, улучшенное сцепление и торможение, а также равномерный износ, что способствует оптимальной управляемости при езде. Шины рулевых осей категории CR разработаны с учетом требований, предъявляемых к шинам для дальних перевозок. Изделия это группы обладают улучшенными рулевыми характеристиками, отличаются высокой износостойкостью протектора и низким сопротивлением качению, что позволяет существенно снизить потребление топлива при увеличенных сроках эксплуатации. Рисунок протектора и конструкция шин дают возможность безопасно двигаться даже на высоких скоростях. Шины ведущей оси категории CB применяются в тяжелых дорожных условиях. Они характеризуются от­личным сцеплением с дорогой и при сложном ландшафте обладают повышенной стойкостью к порезам и проколам, высокой износостойкостью и устойчивостью к неравномерному износу. Устанавливаются такие ши­ны обычно на тягачи, грузовики, миксеры и мусоровозы. Компания «ЕвроБалтШина» (г.?Санкт-­Петербург) представила германскую технологию восстановления шин «холодным» методом, применяемую для грузовых автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов различной грузоподъемности. «Хо­лод­ное» восстановление обеспечивает отремонтированным изделиям пробеги, равные пробегам новых шин, при значительно меньших затратах. Предлагаемая технология включает несколько этапов. Каждый шинный каркас, поступивший на участок восстановления, получает личный паспорт, в котором отражается информация о его производителе, типоразмере, дате изготовления, а также данные операторов, которые выполняли работу на каждом участке, вид операций и использованные материалы. На первом этапе каркас осматривается для выявления видимых дефектов и повреждений внешней поверхности. Затем с помощью ин­спекционного борторасширительного станка тщательно изучается его внутренняя поверхность. Все выявленные дефекты регистрируются в паспорте изделия. Далее в три этапа осуществляется проверка каркаса под давлением 2, 6 и 8 бар. На каждом этапе оператор осматривает поверхность каркаса на??предмет вздутий и повреждений корда. Затем с помощью шероховального станка с каркаса удаляется старый протектор и обрабатывается боковина. Посредством процедур нераз­-рушающего контроля производится окончательная отбраковка шин с отслоениями брекера, чрезмерным ржавлением и гвоздевыми отверстиями. На втором этапе приступают к ремонту повреждений, выявленных при осмотре. Растачивают места сколов, разрывов резины, зачищают оголившийся корд от коррозии для последующего заполнения сырой резиной. С помощью материалов компании Tip-Top ремонтируются сквозные проколы и усиливаются слабые места каркаса. Затем каркас помещается в специальную кабину, где на его поверхность наносят технологический раст­вор для защиты от окисления и лучшей адгезии с восстанавливающими материалами. После этого оператор с помощью ручного экструдера заливает выявленные и расточенные повреждения сырой резиной. Нане­сенная на рабочую поверхность каркаса резина служит соединительным элементом между ним и новым протектором. После установки на каркас новой протекторной ленты переходят к этапу вулканизации. Подго­тов­лен­ные шины одевают в специальные оболочки — энвелопы*, которые обеспечивают равномерное прижатие нового протектора к каркасу в процессе вулканизации. Одетые в энвелопы шины помещают в автоклав для вулканизации при температуре 100 °C и давлении 6 бар. По завершении вулканизации изделия еще раз тщательно осматривают, удаляют с боковин подтеки резины, красят и перемещают на склад готовой продукции. Компания «ЕвроБалтШина» ис­поль­зует для ремонта шин протекторы только германского либо польского производства и дает изделиям, прошедшим процедуру холодного восстановления, гарантию в один год. Марина Народовая, фото автора