Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Гигантское облако вулканической пыли, расплывшееся по всему европейскому небу, сотни закрытых аэропортов, десятки тысяч разо­чарованных пассажиров с детьми на руках и багажом... Отчего люди не летают так, как птицы?! Без жертв и разрушений. Пыль привнесла хаос и неразбериху в обычную жизнь, нанесла колоссальные финансовые убытки. Закрытие воздушного пространства над значительной частью Ев­ропы и некоторыми городами Рос­сии, кажется, заставило заново обратить взгляды путешественников, ко­мандировочных и перевозчиков грузов на старый добрый железнодорожный транспорт, не зависящий от «настроения» капризных вулканов. Россия в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира. Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. А по протяженности электрифицированных магистралей они занимают первое место в мире. Далее следуют Китай и Германия. Правительство РФ утвердило «Стра­тегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 го­да», включающую два этапа. Пер­вый?— модернизация железнодорожного транспорта, второй — расширение сети железных дорог. К 2030 г. предполагается ввести в строй более 20 тыс. км новых железнодорожных линий и электрифицировать около 7,5?тыс. км путей. Реализация стратегии позволит организовать транспортное обеспечение 18 перспективных месторождений полезных ископаемых и промышленных зон. Железно­дорож­ным транс­портом общего пользования будут об­служиваться 83 из 86 субъектов Рос­сийской Федерации. Плот­ность сети железных дорог к 2030 г. должна быть увеличена на 23,8%. Современное состояние отрасли нашло свое отражение в очередном крупнейшем в России выставочном проекте в области развития железнодорожного транспорта Exporail ’2010, проходившем в столичном ЦВК «Экс­по­центр». На выставке экспонировались лучшее в отрасли оборудование, техника, подвижной состав, технологии и материалы для железнодорожной системы России, созданные ведущими отечественными и зару­беж­ными производителями. Участники форума продемон­стри­ро­вали ряд примечательных новинок. Так, новое упругое рельсовое скреп­ле­ние с регулировкой ширины ко­леи?бы­ло представлено на стенде ООО?«Кор­порация “Колийни ремонти тех­нологии”», современный диагно­сти­ческий комплекс показала ком­-пания «АКТЕК XXI». ООО «РоСАТ Центр» продемонстрировало единственный в мире сверхмощный светодиодный локомотивный прожектор. На стенде немецкой компании EADS была проведена презентация имитатора высокоскоростного поезда, ос­воить систему управления которым смогли все желающие участники и посетители выставки. Всего в Exporail приняли участие более 150 компаний из 15 стран. Ра­зумеется, особое место на выставке заняла экспозиция ОАО «РЖД», ко­торая продемонстрировала последние достижения отрасли и осветила дальнейшее направление реформирования российских железных дорог. Электровозы нового поколения ЗАО «Дортехкомплект» (г. Ека­те­ринбург) предложило к поставке магистральные электровозы постоянного тока ВЛ-11М, ВЛ-10У, ВЛ-15, электровозы нового поколения 4Е1 и 4Е10, а также коксотушильные электровозы ЭК-15, ЭК-14У, ЭК-14 производства Тбилисского электровозостроительного завода (ТЭВЗ). В нас­тоящее время более половины грузоперевозок по Российской Федерации и странам ближнего зарубежья осуществляется именно магистраль­ными грузовыми электровозами ВЛ-10/10У/11/11М/15. Горно­добы­ва­ю­­щие предприятия также применяют эти надежные и несложные в эксплуатации и обслуживании локомотивы для технологических нужд. На металлургических и коксохимических заводах успешно используются коксотушильные электровозы серии ЭК. Промышленный электровоз се­рии 4Е10 — четырехосный электровоз постоянного тока мощностью 2680 кВт и максимальной скоростью 100 км/ч с электродинамическим торможением, основанным на принципе самовозбуждения. В качестве тяговых силовых агрегатов на нем ис­пользованы двигатели ТЛ-2К с часовой мощностью 670 кВт. Этот локомотив предназначен для выполнения вывозной и маневровой работы. Электровоз серии 4Е1 также имеет все­го четыре оси, но превосходит по мощности шестиосные, самые распространенные ранее электровозы ВЛ-22М на 25%. Локомотивы изготавливаются с коллекторными тяговыми двигателями ТЛ-3 и предназначены для вождения пассажирских и грузовых поездов малого веса на электрифицированных магистральных дорогах с постоянным напряжением 3000 В. На электровозе 4Е1 применена новая конструкция контроллера, в которой вместо главной рукоятки использован штурвал, регулирующий режим тяги. При этом функции ослабления возбуждения с тормозной рукоятки перенесены на реверсивно-режимную. Компактный контроллер вмонтирован в пульт управления электровоза. Мощность локомотива составляет 3000 кВт, максимальная скорость — 120 км/ч. Новые грузовые вагоны ОАО «Азовмаш» (Донецкая обл.,?Украина) — один из крупнейших в Европе производителей же­лез­но­дорожных вагонов-цистерн. Пред­приятие выпускает цистерны, в которых можно транспортировать грузы многих сотен наименований — от пищевых до особо опасных, в т. ч. жид­кие, затвердевающие, газообразные в жидком состоянии и сыпучие. Промышленникам предлагаются самые современные и уникальные конструкции цистерн для пропана с объемом котла 105 м3, бункерные цементовозы, крупнейшие, не имеющие аналогов, восьмиосные цистерны для нефтепродуктов грузоподъемностью 125 т и объемом 161,6 м3, новейшие цистерны для высоковязких нефтепродуктов с эффективными системами внутреннего разогрева и другие вагоны собственного производства. Традиционной продукцией ОАО «Азовмаш» являются че­тырех- и восьмиосные полувагоны для твердых и сыпучих грузов. Не так давно на предприятии из­готовлен опытный образец изотер­мического вагона-термоса, пред­назначенного для перевозки скоропортящихся и нескоропортящихся продовольственных грузов, требующих за­щиты от резких перепадов температуры наружного воздуха. Мине­раль­ная вода, пищевые продукты в упаковке, и, тем более, мясо и рыба должны перевозиться при заданной температуре. Проект изотермического вагона-термоса создан азовмашевскими конструкторами как инициативная разработка. Вагон с объемом кузова 145 м3, грузоподъемностью 58 т (при таре — 36 т) не имеет аналогов в странах СНГ и Балтии. Благодаря низкому коэффициенту теплопередачи и увеличенной толщине изоляции кузова можно перевозить грузы на длительных маршрутах с обеспечением сохранности их потребительских качеств. В настоящее время вагон-термос проходит теплотехнические испытания. Интеллектуальные приводы Научно-технический центр «ВДМ-технологии» (г. Москва), входящий в НПО «Электросберегающие технологии», представил на выставке интеллектуальные приводы на базе синхронных электрических машин с постоянными магнитами для же­лезнодорожного транспорта. Разра­бот­ки Центра относятся к новому этапу развития интеллектуальных приводов и основаны на результатах НИОКР по более чем 40 типам электрических машин (двигателей и приводов, генераторов и т. д.). Новые устройства предназначены для замены парка традиционных синхронных и асинхронных машин. Бесщеточные электрические ма­шины дисковой конструкции обладают целым рядом технических дос­тоинств. Так, бесконтактность и от­сутствие узлов, требующих техобслуживания, существенно повышают их ресурс и надежность. А отсутствие редуктора снижает ме­таллоемкость устройства, уменьшает его износ и шумность, повышает точность работы за счет отсутствия люфтов. Оборудование имеет наилучшие энергетические (КПД более 90%) и массогабаритные сравнительные по­казатели. Низкий перегрев, обусловленный использованием статора тороидальной конструкции, поз­воляет не применять дополнительные средства охлаждения. Основным конкурентным преимуществом созданных безредукторных синхронных генераторов с постоянными магнитами перед существующими является то, что их применение поддерживает зарядный ток аккумуляторов даже при движении вагона со скоростью, близкой к нулевой. Для обеспечения электроснабжения систем жизнедеятельности и диагностического контроля сущест­вующих и перспективных грузовых и пассажирских вагонов компанией разработан уникальный дисковый бесконтактный генератор. Новое уст­ройство имеет узел связи с осью ко­лесной пары тележки вагона и устанавливается на штатное место крышки буксового подшипника без промежуточного редуктора. Генератор обеспечивает преобразование механической энергии в электрическую в широком диапазоне скоростей движения вагона — от близких к нулевым до 150 км/ч. Устройство является моноблочным и имеет встроенный преобразователь напряжения, при этом его корпус и узлы крепления способны выдерживать нагрузки, предъявляемые к вагонной тележке. Конструкция генератора включает микропроцессорный интегральный модуль, обеспечивающий автоматическое регулирование напряжения и защиту от перегрева, с датчиком контроля температуры об­моток статора. На этой основе может быть предложено новое техническое решение по контролю температуры букс вагонных тележек. Использование синхронных бесщеточных машин с постоянными магнитами направлено на развитие энер­госберегающих технологий и техническое перевооружение. Такие генераторы находят свое применение при переоснащении грузовых и пассажирских вагонов, модернизации инфраструктуры верхнего строения железнодорожного пути (стрелочных переводов), железнодорожных переездов и переходов (шлагбаумы). Кроме того, их можно ис­пользовать для технологического оснащения депо, где имеется потребность в компактных электрических машинах, поддерживающих высокий угловой момент на валу. НТЦ «Техиндустрия», который так­же входит в состав НПО «Элек­тро­сберегающие технологии», является единственным разработчиком, изготовителем и поставщиком нового поколения гидродемпферов для пассажирских вагонов ГКЦН 667640.012. Новое устройство обладает множест­вом преимуществ, в т. ч. увеличенным (в несколько раз) сроком службы до отказа, эффективной работой на больших скоростях (до 250 км/ч и?более) и подавлением особо вредных для организма человека дина­-мических воздействий в диапазоне частот 4–8 Гц. Компания также предложила демп­фирующую систему локомотивов, многорежимный гидродемпфер грузовых вагонов, демпфирующий комплекс, состоящий из гидродемпферов в центральной и буксовой ступенях подвешивания, а также комплексную автоматизированную сис­тему повышения безопасности и эф­фективности использования транс­портных средств. Уникальные разработки, применяемые при изготовлении всех систем гидродемпферов, обеспечивают высокую надежность и эффективность их работы. Силовые трансформаторы ООО «НИИЭФА-Энерго» (г. Санкт-Петербург) было создано на базе од­ного из крупнейших научных цент­ров России ФГУП «НИИЭФА им. Д. В. Еф­ремова» для обеспечения потребностей промышленности и транспорта в??электроэнергетическом оборудовании. В настоящее время оно является базовой организацией ОАО «РЖД» по разработке оборудования объектов электроснабжения. На выставке Expo­rail компания экспонировала сухие силовые трансформаторы, которые успешно эксплуатируются, в частности, на различных промышлен­ных??предприятиях, электротранс­порте (мет­ро, железных дорогах), энергообъектах (ГЭС, ТЭЦ, геотермальных станциях). Кроме того, это оборудование нашло свое применение на объектах газо- и нефтедобычи (буровых установках, в т. ч. морских, газо- и нефтепроводах), гражданского и об­щественного строительства. Трансформаторы могут эксплуатироваться в суровых климатических условиях при температуре окружающей среды от -60 до +55 °С и относительной влажности (при 35 °С) до 98%. Их пожаробезопасность обеспечивается использованием минимального количества трудносгораемых и не содержащих токсичных добавок изоляционных материалов. Оборудование работает в непрерывном режиме и выдерживает пе­регрузки до 120% без ограничения времени, его охлаждение — естест­венное. Затраты на эксплуатацию трансформаторов минимальны, при этом их обслуживание не требует специальных инструментов. Транс­форматоры выпускаются в сейсмостойком исполнении (до 9 баллов) со степенью защиты IP54. Номинальная мощность варьируется от 10 кВА до 12,5 МВА, номинальное напряже­ние?— 6, 10, 24 и 35 кВ. Специальные системы освещения Компания «РоСАТ Центр» (г. Мос­ква) ведет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и про­ектные работы, а также занимается адаптацией, разработками, проектированием и производством средств автоматики, телемеханики и связи. В области освещения ее специалисты ведут разработки собственного мощного дискретного элемента с белым свечением. Над решением подобной задачи в настоящее время работают все передовые производители светодиодов. У инженеров конструкторского бюро компании есть свои очень мощные наработки в этой области, получено несколько первых опытных образцов такого вида светодиодов, не уступающих по свойствам аналогам передовых мировых производителей, однако имеющих явное ценовое преимущество. На выставочном стенде компании экспонировались образцы продукции, связанные с локомотивным ос­вещением. Хитом экспозиции стал единственный на текущий момент в мире сверхмощный светодиодный локомотивный прожектор. Кроме то­го, железнодорожникам были пред­ложены трехзначный мачтовый (ССМ-1) и карликовый (ССК-1) светофоры, светильник внутреннего освещения СОЛ-1, буферный фонарь локомотива, различные уличные мачтовые светильники и др. Светодиодный локомотивный лобовой прожектор предназначен для замены традиционных ламповых прожекторов с целью освещения пути перед локомотивом в ночное время. Устанавливают его либо на обеих лобовых частях локомотива, либо на его торцевых частях в случае соответственно кузова вагонного или капотного типа. Лобовой прожектор с необслуживаемыми светодиодными источниками света имеет ряд преимуществ, в частности, у него уве­-личена дальность видимости, зна­-чительно снижены эксплуатацион­-ные расходы. Устройство отличается высокой надежностью и большим сроком службы. По установочным и присоединительным размерам оно взаимозаменяемо с существующим прожектором, монтируемым на электровозах. Новый прожектор имеет два режима работы: яркий (8?105±10% кд) и тусклый (105±20% кд) и рассчитан на эксплуатацию в условиях умеренного и холодного климата при температуре от -55 до +60 °С. Системы смазки ООО «Витриол» (г. Уфа, Рес­публика Башкортостан) совместно с компанией Delimon (Германия) представили на выставке автоматизированные системы смазки для подвижного состава и стационарных путей. На основе патентов, полученных немецкой фирмой, были созданы базовые конструкции подачи компонентов и принципы построения сис­тем централизованной смазки, ко­торые применяются практически во всех отраслях промышленности во всем мире. Номенклатура выпускаемой продукции позволяет комплексно строить системы смазки любого уровня сложности с применением любого типа смазочного ма­териала. На базе оборудования De­limon можно строить одно-, двух- и многомагистральные, а также циркуляционные и прогрессивные системы, системы масло-воздух, гене­-рации масляного тумана, смазки цепных конвейеров, рельсовых кранов и путей. Компания Lincoln — мировой произ­водитель централизованных сис­тем смазки и смазочного обо­рудования для железнодорожной техники (контакта колесо–рельс). Ав­то­ма­тические смазочные системы Lin­coln представляют собой ком­бинацию точно согласованных друг с другом компонентов. Их сердцем является насос Lincoln, который вместе с распределителями смазочного материала создает единое устройство, завершающееся блоком управления. Системы комплектуются шлан­говыми соединениями, реверсивными механизмами, приборами контроля и другими устройствами. Для ручной смазки компания предлагает смазочные шприцы. Они находят применение там, где смазка требуется время от времени или в том случае, когда точки трения не­возможно подсоединить к централизованной системе по техническим причинам. Фирма выпускает большой ассортимент шприцов с механическим, электрическим или пневматическим приводом. Эти приспособления прошли испытания в жестких условиях эксплуатации сельскохозяйственной и строительной техники, а также в промышленности и на станциях техобслуживания. Строительство и техобслуживание путей Мировое направление развития железных дорог идет по пути создания высокоскоростных магистралей. Решение этой задачи выдвинуло новое требование к верхнему строению пути — ликвидации стыков рельсов на всем его протяжении, включая стрелочные переводы. Эффек­тив­ным, надежным и универсальным способом соединения рельсов ока­-залась алюминотермитная сварка (АЛТС). Алюминотермия, сущность которой заключается в химической реакции восстановления окислов металлов алюминием, была открыта русским химиком Н. Н. Бекетовым в 1859 г. При этой реакции (температура — до 3000 °С) в короткий промежуток времени выделяется большое количество теплоты и образуется расплавленный металл. С помощью алюминотермии можно сваривать как новые, так и старые рельсы. Транснациональная группа «СНАГА» представила на выставке комплексное решение вопросов алюминотермитной сварки рельсов при создании высокоскоростных железных дорог. При разработке собственного нап­равления алюминотермии компания предлагает не только современные технические решения по сварке рельсов, но и расходные материалы для малогабаритного механизированного инструмента, а также оснастку и приспособления собственного производства. Технологический процесс АЛТС «СНАГА» учитывает конкретные ус­ловия эксплуатации свариваемых рельсов, их профиль, категорию, качество воздействия климатических факторов. Кроме того, принимаются во внимание экономические показатели, связанные с лимитом времени на проведение сварки («окно» в движении поездов), химический состав металла рельсов. Полученные сварные стыки надежно работают в условиях резко континентального климата (при температуре от -58 до +59 °С), включая суровые климатические условия Сибири. Наряду с железными дорогами, такой тип сварки применим и в сфере городского транспорта — на трамвайных путях. Фирма «Колмар Восток» (г. Мос­ква) предложила на выставке дорожно-рельсовые и промышленные са­мо­ходные погрузчики для перемещения утилизируемых материалов, в частности металлолома, а также леса и другой продукции. Же­лез­но­дорожные погрузчики Col­mar ис­пользуются при строительстве и техобслуживании же­лезнодорожных линий. Эти машины можно оснастить различным навесным оборудованием: грейфером для подъема рельс, гид­равлической или механической люль­кой для перемещения шпал, окучником, многофункциональным грейфером, гидравлическим молотом, ножницами для резки кустов и??другими приспособлениями. Пог­рузчики имеют прочную сварную конструкцию из стали, надежную систему безопасности и управляются гид­равлическим оборудованием вы­сокого качества. Компания предоставляет также документы об их испытаниях в различных странах. И напоследок о комфорте Одним из приоритетных нап­равлений деятельности ООО «Циркон-Сервис» (г.?Москва) является разработка, производство и внедрение экологически чистых туалетных комплексов зак­рытого типа «Экотол» на пассажирских подвижных составах. Комплексы «Экотол» отличаются по­вышенной комфортабельностью и отвечают всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным для данного вида оборудования на территории Российской Федерации. В числе их преимуществ — независимость от ка­нализационных и водопроводных се­тей, усовершенствованная система вентиляции воздуха. Кроме того, с точки зрения комфорта пассажиров очень важна возможность эксплуатации туалета на всем маршруте движения поезда, включая санитарные зоны и остановочные пункты. Татьяна Желевская, фото автора