Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Стройплощадка завтрашнего дня: материально техническое обеспечение Реализация строительного потенциала на BalticBuild На сегодняшний день перед строительным комплексом стоит ряд задач, ус­пешное решение которых, несомнен­но, окажет огромное влияние на даль­нейшее развитие отрасли. Как бу­дут выглядеть стройки будущего, ка­кие технологии и оборудование придут на помощь инженерам? На эти и дру­гие вопросы можно уже сегодня по­лу­чить ответы, участвуя в специализи­ро­ванных мероприятиях, где такие проб­лемы активно обсуждаются. Ма­ло того, не обходится и без демонстра­ции практических реализаций самых сов­ременных решений подобных задач. В России одной из самых известных площадок для обмена опытом и зна­комства с прогрессивными новинка­ми отрасли более десяти лет является Балтийская строительная неделя. Экс­позиции форума, а также разнообраз­ные конкурсы и дискуссии специали­стов, дают возможность представите­лям российских и зарубежных компа­ний наладить взаимовыгодное со­труд­ничество. Так было и в минувшем 2008 г. в Санкт-Петербурге, где традиционно про­водилась уже 12 по счету Бал­тий­­с­кая строительная неделя. Металл в строительстве и оборудовании Индийская компания G. Tech Spli­cing PVT Ltd впервые продемонстрировала в Рос­сии свое изобретение — стыковочные узлы Spliceman, предназначенные для стыковки арматурных стержней диаметром 12–40 мм непосредственно на строительном объекте без использования сварки. При­спо­собления представляют со­бой муф­ты с конической резьбой. Со­от­ве­т­ст­вую­щие резьбы на концах сое­диняемой арматуры нарезаются с помощью пе­ре­носного нарезного ин­стру­мента. Стер­жни скручиваются между собой вручную, при этом прочность получаемого соединения на излом составляет около 700 Н/мм2, что превышает аналогичный показатель большинства обычной арматуры. Применение стыковочных узлов позволяет минимизировать металлоотходы, избежать появления сварочных аэрозолей на месте проведения работ и значительно снизить себе­стоимость последних. По словам пред­ставителей компании, их продук­ция в настоящее время уже с успехом используется в Англии, Бра­зилии и Казахстане. НПФ «Обикс» (г. Санкт-Петер­бург), занимающаяся производством модульных ограждений и строительных металлоконструкций, продемонстрировала трехпланочный турникет OBIX T005S. Новая разработка компании имеет (по сравнению с аналогами) несколько важных преимуществ, обеспечивающих высокую экс­плуатационную надежность и комфор­тность прохода. В OBIX T005S применен скоростной прямой электропривод (Direct Drive), не содержащий редуктора и не имеющий трущихся частей. Пи­та­ет­ся он от источника постоянного тока с безопасным для человека напряжением 24 В. Угол наклона планшайбы составляет 50°, что способ­ствует удобству прохода (планки не цепляются за ноги), а форма и нак­лон корпуса устройства не позволяют использовать его в качестве опоры для перепрыгивания. Турникет оснащен микроконтролле­ром и полнооборотным бесконтактным датчиком, определяющим угол в пределах 0–360°. Решение о включе­нии привода, выборе направления и скорости вращения планки принимается системой управления с учетом индивидуальных особенностей движения каждого проходящего. При смещении планок в направлении разрешенного прохода начинает работать следящая система. В слу­чае, если планки остановили или двигали слишком медленно, привод вклю­чается и подхватывает вращение планшайбы в этом направлении. После совершения прохода, сопровождаемого поворотом планшайбы на угол более 60°, она доворачивается до исходного закрытого положения и останавливается. Контроллер поддерживает также ре­жим очереди, при котором разреше­ние на следующий проход принимается до окончания предыдущего, что позволяет существенно увеличить пропускную способность турникета (до 60 проходов/мин.). Система управления запоминает количество считанных пропускных документов и не включает блокировку, пока не отработает соответствующее количество разрешений. Всего турникет имеет девять режимов работы. К ним относятся однократное разрешение на вход и/или выход, свободный или однократный вход или выход, отмена всех раз­решений и т. п. Нужный режим за­да­ется с пленочной клавиатуры. Встро­енный в OBIX T005S микроконтроллер связывается с пультом уп­рав­ления по интерфейсу RS-485. При помощи последнего возможно также уп­равление турникетом от системы контроля доступа. Окрашеный вариант OBIX T005S сто­ит около 58 тыс. руб, а выполненный полностью из нержавеющей стали — 67 тыс. руб. Металлополимерные трубы Около 60–70% металлополимерных труб, предлагаемых сегодня на российском рынке, поступают из Европы, а около 20–25% приходит из Китая. Часть последних выпускается по технологии и под торговой маркой европейских производителей, другие являются подделкой с использованием логотипа и маркировки ведущих мировых фирм. Так, например, на изделие с внутрен­ним и наружным слоем из обычного полиэтилена c максимальной рабочей температурой 40 °С, которая должна маркироваться PE-Al-PE, не­доб­росовестные изготовители часто наносят маркировку PEX-Al-PEX. Подобная надпись означает, что труба изготовлена из сшитого поли­этилена и может эксплуатироваться при температуре до 95 °С. В действитель­ности же ее применение в таком режиме приводит к возникновению аварийных ситуаций. Кроме того, большая часть европейских труб, поставляемых в Рос­сию, выпускается по морально уста­рев­шей технологии. В этом случае фор­мирование всех пяти слоев проис­ходит в полуметровой зоне экстру­зионной головки почти одновременно, а сварка алюминиевой фольги осуществляется внахлест. Прокон­тро­ли­ровать качес­т­во каждого слоя при таком способе производства прак­­тически невозможно, ведь зависит оно в значительной степени от пра­вильности выполненных оператором настроек. В современной технологии по вы­пуску металлополимерных труб высо­кого качества процессы образова­ния пяти слоев пространственно раз­делены и проводятся в строго оп­ре­деленном временном порядке. Каж­дый формируется на своем участке автоматизированной технологической линии, оснащенной оборудованием для непрерывного по­слой­ного контроля качества. Создание слоев проходит в следую­щей последовательности. Спер­ва на экструзионном оборудовании, ис­пользующем для получения правиль­ного круглого отверстия вакуумный метод, изготавливается внутренний слой трубы. (При применении ус­та­ревшего способа сечение такого слоя получается, как правило, в виде многогранника, и требуется дополнительная операция для придания внутренней поверхности цилиндрической формы.) Затем на наружную поверхность образованного слоя наносится клей. После этого заготовка поступает на участок формирования алюминиевого слоя, где фольга сваривается встык методом аргонодуговой сварки. На следующей стадии на алюминий наносится клеевой состав. И под конец изделие покрывают наружным слоем полиэтилена. Металлополимерные трубы Compipe российского производства c наружным и внутренним слоем из сшитого полиэтилена и сваренным встык слоем алюминия, изготовленные по европейской технологии, бы­ли представлены на стенде ООО?«Ка­­шира-Пласт» (Москов­ская обл.). Их серийный выпуск на экструзионной линии PCL 032 фирмы Mail­le­fer (Швейцария) и технологичес­ком оборудовании для TIG-сварки компании DreiStem (Германия) начат с де­каб­ря 2008 г. Годовая производитель­ность не имеющего в РФ аналогов технологического комплекса со­став­ляет 15?млн м труб. Используемое оборудование на высоком качественном уровне реализует целый ряд операций. В их числе?— горячая экструзия полимеров (при создании внутреннего и внешнего сло­ев), холодная деформация металлической фольги и ее стыковая сварка, соединение разнородных матери­а­­лов с помощью промежуточных ад­ге­зионных слоев и сшивка полиэтиле­на химическим методом. Сварной шов встык позволяет калибровать диаметр алюминиевого слоя, обеспечивает высокую степень симметрии поперечного сечения трубы, ее устойчивость к напряжениям деформации при изгибе и, что не менее важно, равномерное распределение клеевых и полимерных слоев. Диаметр и толщина последних, их концентричность, овальность, а также качество сварного шва неп­ре­рывно проверяются ультразвуковым и лазерным методами неразрушающего контроля. Компания начинает выпускать ме­тал­лополимерные трубы с наружным диаметром 16, 20, 26 и 32 мм. Толщина алюминиевого слоя составляет 0,3; 0,35; 0,4 и 0,45 мм соответственно. Изделия рассчитаны на эксплуатацию при максимальной рабочей температуре 95 °С и давлении до 10 атм. Поставщиками сырья для этого вида продукции являются фирмы Solvay Padanaplast (Италия), Aleris Aluminium (Бельгия) и Mitsui (Гер­ма­ния). Для контроля качества исходного материала и готовых труб на заводе создан лабораторно-исследовательский центр. В его состав входят пять лабораторий: исследования фи­зи­ческих свойств исходного сырья, химического анализа (контроля степени сшивки полиэтилена), механических и термогидравлических испытаний, а также метрологическая. В пос­ледней производится проверка изделий на термическую стойкость в зависимости от рабочего давления, а также определение срока службы для различных условий эксплуатации. Строительная техника Среди строительно-дорожных машин, демонстрировавшихся на открытых площадках ВК «Ленэкспо», особый интерес вызвал шагающий экскаватор производства фирмы Menzi Muck AG Maschinerfabrik (Швейцария). Технику этой компании представляет в России ООО «Ка­пи­тал и СТ» (Свердловская обл.). По данным дистрибьютора, универсальные экскаваторы Menzi Muck обладают непревзойденными возможностями по перемещению в условиях сильно пересеченного рельефа местности и по выполнению работ в труднодоступных местах. Особо проявляется высокая проходимость и устойчивость машин на крутых уклонах и откосах. Происходит это благодаря независимой подвеске колес, каждое из которых имеет свой гидромотор и может выставляться под разными углами и на разную высоту, а также наличию телескопических опорных лап, позволяющих цепляться за грунт. При перемещении по поверхности с большими углами наклона количество точек опоры (включая ковш) может меняться от 3 до 7, а кабина при этом способна вывешиваться как ниже, так и выше колес. В настоящее время компания «Капитал и СТ» предлагает четыре базовых модели универсальной техники Menzi Muck — А61, А81, А91 и А111, отличающихся, прежде всего, мощностными характеристиками. Одна из последних разработок швейцарской фирмы — экскаватор Menzi Muck A81. Он способен преодолевать уклоны под углом до 50°, имеет усилие копания и отрыва 52 и 66 тыс. Н·м соответственно. При горизонтальном положении шасси глубина копания составляет 5220 мм, а высота — 6860 мм. Перевод шасси в наклонное положение позволяет увеличить первый показатель до 5650 мм, а второй — до 9350 (!) мм. Максимальная высота выгрузки ковша при горизонтальном расположении шасси составляет 4780 мм, при наклонном — 6810 мм. При этом наибольший вылет стрелы — 8180?мм, а наименьший радиус ее поворота — 2770 мм. Гидроцилиндры оснащены концевыми амортизаторами. Приводом поворотного механизма платформы служит аксиально-поршневой гидромотор с планетарным редуктором. На шасси установлен четырехцилиндровый дизельный турбодвигатель John Deere с низким уровнем выбросов мощностью 120 л. с. и рабочим объемом 4500 см3. Скорость движения экскаватора в стандартном исполнении составляет 8 км/ч, в специальном — 12,5 км/ч. В качестве основного инструмента Menzi Muck A81 может использовать землеройный (объемом 162–525?л) и планировочный (шириной до 1500 мм) ковши, а также гидромолот (с энергией удара 1400 Дж) и гидрав­лический грейфер (с шириной захвата до 670 мм). Как дополнительное оборудование на машину могут устанавливаться лебедка, поворотная головка Powertil, гидравлическое устройство для быстрого подключения сменного рабочего органа, бетоно-­лом, фреза по бетону и т. д. Управление шасси и ковшом осуществляется с помощью двух мульти­­д­жойстиков. Стрела, привод, ус­тройство гидравлического присоединения навесного оборудования и лебедка приводятся в действие с помощью ножных педалей. Стоит шагающий экскаватор Menzi Muck?A81 в стандартной комплектации около 170,8 тыс. евро. Совместное белорусско-российское ООО «Дорэлектромаш» ознакомило специалистов с новым телескопическим краном-манипулятором ДЭМ-151 UNIC на базе трактора «Бе­ла­рус». Механизм предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ в условиях бездорожья, для тран­спортировки грузов в агрегатируемом прицепе, а также для проведения небольших планировочных работ с помощью поворотного бульдозерного отвала. Устройство комплектуется крано-манипуляторной установкой производства фирмы Furukawa Unic Corporation (Япония). В задней части несущей рамы трактора смонтированы выдвижные гидравлические аутригеры и поворотная колонна. На подшипниковой опоре последней установлена телескопическая четырехсекционная стре­ла (длиной в сложенном/выдвинутом состоянии 3,48/10 м) с крюком и быстросъемной люлькой. Минимальный/максимальный ра­­ди­ус рабочей зоны крана-манипулятора составляет 0,51/9,9 м. Наиболь­шая вы­сота подъема по крюку достигает 10,2?м, а максимальная грузоподъемность?— 3030 кг (при рабочем радиусе до 2,6 м и вылете стрелы до 5,68 м). Стоит? ДЭМ-151?UNIC?около 1,682?млн?руб. Оборудование для полусухого вибропрессования Новым предложением завода «Стройтехника» (Челябинская обл.) стал производственный комплекс «Рифлей-Буран-М», предназначенный для изготовления строительных материалов методом полусухого вибро­прессования. Он является усовершенствованной модификацией модели «Рифлей-Буран», отличаясь от нее наличием системы полного автоматического управления частотой и амплитудой вибрации, позволяющей получать высокое качество прессуемых изделий. Производительность автоматизированного комплекса на 20% выше, чем у предшественника и составляет при изготовлении стеновых камней, тротуарной плитки и дорожных бордюров 7,2 м3/ч, 67 м2/ч и 109 м/ч со­ответственно. Высота формуемых изделий может быть от 50 до 240 мм. В качестве наполнителя при выпус­ке стеновых и перегородочных камней на цементном связующем технологическая линия «Рифлей-Буран-М» до­пускает использование любого до­ступ­ного местного сырья (песка, шлака, золы, керамзита, опилок и т. д.). Ус­тройство может функционировать как в ручном, так и в полностью автоматическом режиме без участия оператора. При загрузке исходной смеси включается горизонтально направленная вибрация, способствующая равномерному распределению компонентов по всей матрице. При опускании пуансона задействуется вертикально направленная вибрация. В результате такой обработки в двух направлениях плотность готового изделия получается одинаковой по всему объему. В стандартную комплектацию технологической линии входят дозатор, транспортер для подачи смеси, смеситель, вибропресс, модуль подачи поддонов, стеллаж с поддонами, насосная установка, пульт управления и др. Для формования продукции со вторым окрашенным слоем комплекс дополнительно оснащается смесителем для цветного материала, транспортером подачи цветной сме­си и модулем ее загрузки. Заявленная мощность «Рифлей-Буран-М» составляет 40,8 кВт. Стоимость линии в стандартной комплектации — около 3,2 млн руб. Александр Пуховский, фото автора