Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Импортозаменяющие новинки. Время экономить Новое оборудование на выставке в сокольниках В минувшем году в «Между­на­родных промышленных выставках», проходивших в столичном КВЦ «Со­кольники», приняли участие около 100 компаний. Многие из них впервые продемонстрировали специалис­там свои новые разработки. Тема­тика мероприятий включала многие разделы, традиционно привлекающие внимание представителей компаний металлургической, машиностроительной и ряда других отраслей промышленности. В рамках выставок в формате делового клуба по профессиональным интересам совместно с выездной сессией-симпозиумом Москов­ской межотраслевой ассоциации главных специалистов была организована научно-практическая конференция. Ее тема звучала следующим образом: «Механизация, автоматизация и роботизация техпроцессов в машиностроении». Одновременно Ассоциацией произ­водителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» была проведена другая конференция — «Модернизация и ремонт металло­режущего оборудования». В рамках этих мероприятий, а также в процессе знакомства с новинками, представленными на стендах экспозиций, участники выставок имели возможность получить много полезной информации и наладить продуктивные контакты. Альтернативные системы ЧПУ Новой импортозамещающей разработкой ОАО «Минское производственное объединение вычислительной техники» (Беларусь), серийно выпускаемой предприятием, является универсальная система числового программного управления «Ирис М64». Она предназначена для координации работы токарных, фрезерных и совместимых с ними по способу управления станков, и по всем своим характеристикам не уступает аналогам таких известных брендов, как Siemens (Германия) и Fanuc (США). Для получения максимальной производительности в «Ирис М64», созданной на базе промышленного компьютера, используется контроллер Meldasnagic 64, выполненный на основе двух 64-битных RISK-процессоров фирмы Mitsubishi Electric (Япония). Он представляет собой модуль ПК, устанавливаемый в PCI-cлот. К основным характеристикам системы можно отнести максимальное количество осей — позиционирования (пять), управляемых (семь), одновременно интерполируемых (четыре), а также число управляемых шпинделей (два). «Ирис М64» поддерживает ра­боту станка в следующих режимах: автоматический, предустановка (MDI), наладка и выход в нулевую точку. Настройки УЧПУ позволяют обеспечить программную компенсацию систематической погрешности по осям, учет радиуса и корректировку погрешности выполнения других базовых операций. Система поддерживает функции линейной, круговой, винтовой и сплайн-интерполяции. Базовое программное обеспечение разработано компанией Mit­subishi Eleсtric. Управляющая программа с русскоязычным интерфейсом содержит встроенный редактор технологических состав­ляющих, что позволяет редактировать их непосредственно на рабочем месте. Пульт оператора со­стоит из промышленного компьютера, системы управления станком и группы коммутационных элементов электроавтоматики. Кла­виа­тура оптимизирована для работы в системе ЧПУ, а цветной жидко­кристаллический монитор с диагональю 15 дюймов обеспечи­вает улучшенную визуализацию инфо­рмации. С помощью станочного пульта оператор может задать нужный режим работы. Ручной режим поз­воляет производить перемеще- ­ние инструментов, обрабатываемых деталей и выполнять отладочные операции. Стоит УЧПУ «Ирис М64» значительно дешевле известных мировых аналогов такого же класса. Недорогая модернизация В России уже более 20 лет одними из наиболее распространенных систем для станков токарной группы являются ЧПУ «Электроника» НЦ31 и МС2109. Сегодня при их эксплуатации нередко возникают серьезные проблемы, требующие полной замены или модернизации ЧПУ. Практика показывает, что замена устаревших систем современными (типа NC210, FMS3001, Siemens) в условиях недостатка квалифицированных кадров далеко не всегда приносит ожидаемый эффект. Зачастую возникают проблемы, связанные с освоением нового оборудования наладчиками, операторами, электрон­щиками, а также программистами, от которых требуется написание новых технологических программ обработки деталей. Во избежание подобных сложностей ООО «ПКФ “МАГЕС”» (Смолен­с­кая обл.) предлагает вместо ЧПУ НЦ31 использовать систему ЧПУ НЦ31-10, а вместо МС2109 — МС2109-10. По словам директора предприятия Владимира Зебрева, такая замена позволяет в условиях кризиса уменьшить расходы на модернизацию станков примерно в 2–3 раза. ЧПУ НЦ31-10 почти полностью пов­то­ряет систему «Электроника НЦ31» (включая все ее версии), что дает возможность использовать ранее написанные технологические программы и инструкции и не требует переобучения персонала. Отличие заключается в том, что она выполнена на современной высоконадежной элементной базе и смонтирована всего на двух печатных платах. В состав НЦ31-10 входит кассета внешней памяти (КВП-10), обеспечивающая автоматизированную заг­рузку технологических программ и параметров станка. Для записи либо чтения информации она с помощью специального адаптера подключается к компьютеру, на который устанавливается входящее в комплект программное обеспечение. Система имеет герметичную клавиатуру и не содержит элементов, требующих охлаждения посредством вентиляции. Такое исполнение предотвращает возможность попадания внутрь корпуса загрязняющих веществ, повышает надежность устройства и облегчает его обслуживание. Модернизация станка сводится к простой замене старой системы новой (имеющей стандартные размеры и разъемы для подключения кабелей связи), вводу стандартных параметров и программы обработки деталей. В качестве источника питания используется блок БПС18-1-1. Стоимость ЧПУ НЦ31-10 составляет 49 973 руб. с НДС. МС2109-10, разработанная для модернизации станков с УЧПУ МС2109, отличается от НЦ31-10 наличием платы контроллера электроавтоматики. На смену выпускаемым уже более семи лет аппаратам УСВП и УВВП, предназначенным для работы с программами обработки деталей на станках с ЧПУ, компания создала новое устройство — терминал ввода-вывода ТВВ-01. Через последовательный интерфейс RS-232, ИРПР и ИРПС* он может подключаться практически ко всем системам ЧПУ, включая как устаревшие, так и современные (2С42, 2Р22, 2У22, Н55, 2М43, 2Р32М, КМ85, CNC600, CNC-T, «Нейрон», «Маяк», «Вектор», 4СК, Bosch, Sinumerik, Fanuc и др.). В качестве носителя информации в терминале используется стандартная съемная карта памяти МСС с информационным объемом до 8 Гбайт. Для записи либо чтения технологических программ она подключается к компьютеру через порт USB. ТВВ-01 имеет функциональную и цифровую клавиатуру, четырехстрочный ЖК-дисплей и удобное меню пользователя, упрощающее поиск нужных файлов и процесс задания параметров для работы с различными системами. Оператору достаточно выбрать каталог с программами для определенной ЧПУ, после чего устройство автомати­чески настраивается на работу с ним. С начала 2009 г., наряду с ТВВ-01, компания начинает серийный выпуск сетевой модификации терминала ТВВ-01С и упрощенной модели — ТВВ-02 с двухстрочным дисплеем и функциональной клавиатурой. В сетевом исполнении терминал имеет порт для подключения к сети Ethernet, что дает возможность по стандартной компьютерной сети объединить станки с разными системами ЧПУ и другое технологическое оборудование. Большой объем памяти позволяет хранить и передавать по сети не только программы обработки деталей, но и информацию о состоянии станка, времени его работы и т. д. Стоит ТВВ-01 около 14 тыс. руб. с НДС. Складская техника ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» (Республика Удмур­тия) впервые представило сразу несколько новинок складской техники, не имеющих в настоящее время отечественных аналогов. Наиболь­ший интерес среди них вызвали электроштабелеры ЭШ, транспортировщики палет ТЭВ и тележки-штабелеры ТШ, предназначенные для перемещения грузов, установленных на стандартных палетах. Электроштабелеры ЭШ-1216Э, ЭШ-1229Э и ЭШ-1236Э имеют грузоподъемность 1250 кг и высоту подъе­ма 1520, 2820 и 3520 мм. Для передви­жения в них используются оснащенные электромагнитными тормозами электроприводы: тяговый и подъем­ный мощностью соответственно 1,2 и 2,2 кВт. Работают двигатели под управлением контроллера фирмы Curtis (США), обеспечивающего плавность перемещения, что минимизи­рует вероятность повреждения груза. Наибольшая скорость движения электроштабелера с максимальным грузом составляет 5,2 км/ч, без него — 5,5 км/ч. Преодолеваемый подъем (на длине 12 м) с грузом — 6%, без груза — 12%. Внешний радиус поворота — 1590 мм. При перемещении груза на высоту более 300 мм скорость движения штабелера автоматически уменьшает­ся. При достижении максимума двигатель подъема отключается. Источником питания служит аккумуляторная батарея емкостью 210 А·ч. Зарядное устройство встроено в корпус машины. Стоит ЭШ-1216Э около 185 тыс. руб. Не менее интересным предложением завода являются перемещаемые вручную электроштабелеры ЭШ-1016Р, -1025Р, -1030Р, -1525Р, -1530Р и -2020Р грузоподъемностью 1000–2000 кг. Привод подъема механизмов этой серии имеет мощность 1,5 кВт и питается от аккумуляторной батареи емкостью 150 А·ч. Зарядное устройство смонтировано в общем корпусе с другим электрооборудованием, од­ной зарядки хватает на 5 ч автономной работы. Электроштабелеры, имеющие облегченную конструкцию и обладающие повышенной маневренностью, выпускаются с наибольшей высотой перемещения груза от 1600 до 3000 мм. Скорость подъема нагруженных вил составляет 80 мм/с. Устройство грузоподъемностью 1 т сто­ит 70 тыс. руб. Тележки-штабелеры ТШ-0516, -1016, -1025, -1516 и -1030 с ручным гидроприводом подъема имеют грузоподъемность 500, 1000 и 1500 кг и вы­соту подъема 1600, 2500 и 3000 мм. Устройства отличаются небольшой снаряженной массой, составляющей 160, 220, 300, 260 и 385 кг. Подъем грузов осуществляется со скоростью до 20 мм/с с помощью бесшумно работающего гидравличес­кого узла, приводимого в действие посредством ручного рычага. На стенде компании была представлена тележка ТШ-1025 стоимостью 32 тыс. руб. Модельный ряд транспортировщиков палет, оснащенных электроприводами передвижения и подъе­ма вил, включает электротележки ТЭВ-15ЭП, -20ЭА и -20ЭП грузоподъем­ностью 1,5 и 2 т. Электродвигатели работают под управлением бесконтактного импульс­ного регулятора числа оборотов Curtis, обеспечивающего плавный быстрый разгон, торможение и оптимальную скорость передвижения (не более 5 км/ч с грузом). Преодоле­ваемый подъем для ТЭВ-15ЭП составляет не более 8%, а для ТЭВ-20ЭА и ТЭВ-20ЭП не более 16%. Скорость подъема вил тележек — 27–35, опускания — 27–42 мм/с. Макси­мальная высота перемещения груза у всех моделей составляет 205 мм. Стоит электрический транспортировщик палет ТЭВ-20ЭП около 155 тыс. руб. ТЭВ-15РП грузоподъемностью 1500 кг выпускается с ручным гидро­приводом подъема и электроприводом передвижения мощностью 0,4 кВт. Электродвигатель питается от аккумуляторной батареи емкостью 40 А·ч, заряда которой хватает на 5 ч автономной работы. Наи­большая скорость передвижения электротележки с грузом достига­- ет 3, без него — 3,3 км/ч. Преодоле­ваемый подъем — до 8%. Гидравлический узел имеет функ­цию мягкого опускания вил. Радиус поворота 1430 мм обеспечивает высокую маневренность транспортировщика. Стоит ТЭВ-15РП около 75 тыс. руб. На стенде компании вниманию специалистов также была представлена электротележка ЕТ-2023, которая с 2007 г. выпускается с кабиной, бортами, пневматическими шинами и светотехническими приборами. Такая модернизация позволяет использовать ее для перевозки грузов не только по территории промышленных предприятий, складов, портов и железно­дорожных станций, но и по авто­­-мобильным дорогам общего пользования. Скорость грузового электромобиля при транспортировке максимального груза 2000 кг составляет 20 км/ч. В ЕТ-2023 применен тяговый реверсивный брызгозащищенный электродвигатель, работающий под управлением современного импульсного регулятора Сurtis 1244-6402. Последний способен уменьшать величину тока в обмотке двигателя и за счет этого увеличивать пробег тележки от одной зарядки аккумуляторов. Применение импульсного регулятора позволило установить четыре режима работы двигателя и исключить из цепи его питания реверсивные контакты. В результате появилась возможность повысить эксплуатационную надежность электропривода. В кабине грузового электромобиля имеется прибор контроля заряда и разряда аккумуляторной батареи, совмещенный со счетчиком мото­часов. Тележки, предназначенные для эксплуатации в условиях механообрабатывающих и металлургичес­ких производств, завод комплектует колесами с массивными шинами. Александр Пуховский, фото автора * ИРПР (ИРПС) — интерфейс радиальный параллельный (последовательный), отличается от Centronics инверсией линий данных и протоколом квитирования.