Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Добыча и обогащение руд на выставке в "Крокус экспо" Успех любой выставки во многом зависит от поддержки, которую оказывают организаторам правительственные структуры и отраслевые организации. Благодаря неформальной заинтересованности деловых кругов в проведения выставочных форумов качественно решаются многие вопросы — формируется интересный состав участников, определяется тематика научно-практических мероприятий, опробуются новые формы партнерских взаимоотношений производителей и потребителей. Примером такого взаимодейст­вия может служить выставка Mining­World Russia («Горное оборудование, добыча и обогащение руд и минералов»), уже 13-й раз организованная компаниями «Примэкспо» и ITE Group. В подготовке этого мероприятия, проходившего в столичном центре «Крокус Экспо», участвовали, и уже не первый год, члены комитетов по природным ресурсам и охране окружающей среды, промышленной политике Совета Федерации ФС РФ, Федерального агентства по недропользованию, а также представители Института горного дела имени А. А. Скочинского и Некоммер­ческого партнерства «Горнопромыш­ленники России». Горная отрасль — наиважнейшая структура в производственной сфере, которая имеет огромный потенциал, активно развивается и достаточно успешно преодолевает возникающие финансово-экономические проблемы. Это обусловлено как уже имеющимися практическими наработками в области добычи и обогащения всегда востребованных минерально-сырьевых ресурсов, так и продолжающимися изысканиями и освоением новых месторождений. Большое значение имеет и применение оригинальных технологических решений и современной техники. «Запущенный механизм освоения земных недр остановить невозможно, его надо лишь модернизировать применимо к тем или иным обстоятельствам и условиям», — под таким девизом обсуждались специалистами на приуроченной к выставке на­-учно-практической конференции ос­нов­ные направления и перспективы дальнейшего развития горнодобывающей отрасли. Буровое оборудование Одно из крупнейших специализированных предприятий по производству оборудования для горной промышленности и нефтегазового комплекса — Управляющая горная машиностроительная компания «Руд­гормаш» (г. Воронеж) представила на выставке программу поставок разнообразной специальной техники. Она включает в себя шарошечные буровые станки, легкие и тяжелые инерционные и самобалансные грохоты, магнитные и электромагнитные сепараторы, транспортные и погрузо­разгрузочные машины, бункерные питатели, установки подземного и капитального ремонта скважин. При разработке полезных ископаемых открытым способом при крепости пород от 4 до 20 ед. по шкале профессора Протодьяконова «Руд­гормаш» предлагает использовать самоходные буровые станки шарошечного бурения типа СБШ на гусеничном ходу (главный конструктор В. А. Коршков). Линейка станков имеет различное исполнение, рассчитанное на получение разных по диаметру (190, 250, 270 и 300 мм) и глубине (28, 32, 43, 47 и 55 м) скважин. Установки оснащены тремя-шестью штангами длиной от 8,2 до 11,4 м. Работают они на питающем напряжении 380 В и имеют суммарную установленную мощность 430–600 кВт при мощности двигателя вращателя от 52 до 120 кВт. Серия установок СБШ обеспечивает скорость спуска и подъема бурового снаряда до 15 м/мин. и скорость подачи бурового стана на забой до 3 м/мин. (при частоте вращения до 120 об/мин.) Произ­водительность компрессора доведена до 25–50 м3/мин. При собственной массе от 50 до 110 тыс. кг установка может развивать скорость до 2 км/ч и преодолевать подъемы с уклоном до 12°. Для полнокомплектного оснащения станков разработчики предлагают ряд оригинальных опций: компрессорные установки производ­ства ОАО «Казанькомпрессормаш», НПО «ВНИИкомпрессормаш», Atlas Copco, гидрооборудование фирмы Bosch Rexroth, а также бортовые контроллеры с индикацией, системы сухого пылеподавления, централизованной смазки и обогрева машинного отделения. С новыми универсальными буровыми установками LM30, созданными компанией Boart Longyear (Ка­нада), гостей выставки познакомили специалисты ее московского представительства. Серия самоходных модульных машин LM30, предназначенных для бурения комплексами LTK48 или LTK60 с двойной колонковой трубой, была разработана с целью использования в трудных и стесненных условиях освоения месторождений. Наиболее важными аспектами в этом случае являются мобильность и скорость постановки оборудования на скважину. В конструкции применяют новый податчик прямого действия 300-й серии, оснащенный рекуперативной системой. Скорость его работы при спускоподъемных операциях с обычными бурильными трубами практически такая же, как у цепного податчика. Но при использовании 300-й модели значительно снижаются затраты на обслуживание. Компактная и мобильная самоходная установка способна к быстрому разворачиванию и легко перемещается с места на место. Она используется как несущий элемент для податчика и промывочного насоса. Машина оборудована четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 45 кВт, который посредством гидравлики приводит в действие вращатель бурового станка, податчик и устройство его позиционирования, а также промывочный насос. Панель контроля и управления с легким пластиковым ограждением смонтирована на регулируемом по­ворачивающемся кронштейне. Это облегчает работу на установке, осуществляемую всего лишь одним оператором. При разработке модульной буровой установки серии LM30 главными критериями были небольшой вес и малые габариты (1400?875?600 мм). Ее силовой агрегат мощностью 30 кВт имеет встроенный пускатель и электрический двигатель и обеспечивает работу промывочного насоса с гидравлическим приводом. Благо­даря программируемому логическому устройству управления машиной, включающему систему защиты, снижается вес силового блока и гарантируется надежная работа гидросистемы. Представительство Boart Long­year в Москве предлагает также большое разнообразие специального бурового инструмента, изготавливаемого производственными подразделениями компании в ЮАР. Если говорить про горный инструмент, то на нынешней выставке эта продукция широко демонстрировалась не только зарубежными компаниями и их представительствами, но и российскими производителями. Так, например, разнообразный геолого-разведочный буровой и вспомо­гательный инструмент реализует ООО «Бинур-Техно» (г. Москва), экспозиция которого привлекла внимание многих специалистов. Номен­клатура предлагаемой продукции включает однослойные и импрегнированные алмазные буровые коронки, синтетические расширители-башмаки обсадных колонн, одноколонковые трубы российского метрического стандарта, ниппели для обсадных и колонковых труб, кольцевые элеваторы, наголовники, ловильные колокола, трубодержатели и многое другое. Фирма «Бинур-Техно», представ­ляющая изделия производителя ин­струмента ЗАО «Бинур», поставляет также широкий модельный ряд 5-, 6-, 7- и 9-штыревых буровых коронок типа КНШ с конусным и резьбовым соединением со штангой, а также коронки для погружных пневмоударников. В зависимости от типа соединения они применяются для бурения шпуров и скважин в горных породах различной крепости телескопическими и гидравлическими перфораторами и пневмоустановками с энергией удара от 90 до 220 Дж. Коронки изготавливаются только из качественного сырья — сталей и твердых сплавов на современном высокоточном производительном оборудовании. Дробилки и грохоты На многих предприятиях горно-обогатительного и топливно-энергетического комплекса стран СНГ и Европейского содружества успешно эксплуатируется оборудование с логотипом «ЛЭМЗ». Оно обеспечивает операции по обогащению угля, руд, горно-химического сырья и других нерудных материалов, а также обезвоживание и магнитную сепарацию материалов, переработку вторичного сырья, очистку запыленных газов и сточных вод. ООО «ЛЭМЗ» — это Луганский электромашиностроительный завод (Украина), работающий на машиностроительном рынке более 45 лет. Предприятие располагает солидной производственной базой, научно-техническим потенциалом и большим практическим опытом. В своем составе ЛЭМЗ имеет проектно-конструкторское бюро, а также контрольно-измерительные лаборатории, обеспечивающие высокую планку качества выпускаемого оборудования в системе мировых стандартов ISO 9001, номенклатура которого постоянно расширяется. Здесь серийно и под заказ изготавливают такие конструкции, как статические перерабатывающие устройства OSO, применяемые для шламоудаления и обезвоживания угольной мелочи. ЛЭМЗ широко известен и как поставщик различных типов железоотделителей, фильтрующих шнековых центрифуг, колесных тяжелосредных и электромагнитных барабанных сепараторов, отсадочных машин и другого оборудования. Луганский завод осуществляет разработку и производство нескольких семейств грохотов. Это, в частности, легкие инерционные агрегаты серии ГВI, используемые на операциях сухого грохочения углей, антрацитов и горючих сланцев крупностью кусков не более 300 мм. Выпускается также группа тяжелых инерционных грохотов, которые обеспечивают сухое грохочение сыпучих материалов. Хорошие эксплуатационные ха­рактеристики имеют высокочастотные инерционные грохоты типа ГВЧ с прямолинейными колебаниями. Из­готавливаются они в одно- и двухдечном вариантах. Машины предназначены для мокрого и сухого грохочения материалов с насыпной массой до 2,8 т/м3, а также обезвоживания смесей, обесшламливания и отмывки суспензии от продуктов обогащения. В настоящее время на предприятии освоен выпуск многофункциональных установок гидроциклонов серии БГЦ-10, обеспечивающих клас­сификацию по крупности из­мельченных рудных и нерудных материалов. Кроме того, их можно использовать для сгущения, обезвоживания и обесшламливания продуктов обогащения, осветления оборотных вод. Технологическое оборудование, позволяющее эффективно решать задачи дробления-помола твердых материалов различного происхождения, а также их транспортировку – классификацию – диспергирование, выпускает Машиностроительное предприятие «ТехПрибор» (г. Ще­кино, Тульская обл.). Его конструкторским бюро разработаны и запущены в серийное производство такие уже завоевавшие популярность агрегаты, как дезинтеграторы «Горизонт», ударно-отражательные дробилки «Вейдер», винтовые и ленточные транспортеры и ряд других образцов техники. Дробильное оборудование, представляемое предприятием, отличается простотой и надежностью в эксплуатации, большой производительностью и высокой степенью дробления материала. Так, например, роторные дробилки серий СМД-8 и СМД-12 группы «Вейдер» при загрузке исходного материала крупностью от 130 до 350 мм обеспечивают получение измельченных фракций ме­- нее 10 мм. Другой агрегат, «Вейдер-3000», рассчитан на среднее и мелкое дробление за одну стадию горных пород малой абразивности, известняка, мрамора, гипса, а также отходов производства и строительного мусора. Он позволяет стабильно получать из­мельченный материал преимущест­венно кубовидной формы. Такие машины хорошо показали себя в подготовительных операциях горно-обогатительных производств, обеспечивая первичное, а в ряде случаев, и вторичное дробление. Роторную дробилку «Вейдер-3000» удачно дополняют машины сверхтонкого дробления и помола — дезинтеграторы серии «Гори­зонт». Применение «Вейдера» в ка­честве подготовительного агрегата для измельчителя «Горизонт-4500 МК» дает возможность в непрерывном режиме перерабатывать крупнокусковые материалы с получением больших объемов тонкодисперсных материалов (<50 мкм). Следует сказать, что конструкция дробилки «Вейдер-3000» позволяет адаптировать ее к наиболее распространенным типоразмерам винтовых и ленточных конвейеров-питателей. В условиях масштабной модернизации производственной базы, которая осуществляется в последние годы в горнодобывающей и перерабатывающей отрасли, происходит переход от выборочной замены отдельных единиц оборудования к комплексному перевооружению пред­приятий и даже созданию новых комбинатов и заводов. Учитывая устойчивую тенденцию закупки технологических линий «под ключ», характерную для всех сфер использования дробильно-сортировочного оборудования, целый ряд оригинальных разработок осущест­вили специалисты компании «Новые технологии» (г. Санкт-Петербург). Одна из них — заводская линия для дробления и сортировки горной массы на базе центробежно-ударной дробилки «Титан», созданной специально для третьей и четвертой стадий дробления. Такие комплексы идеально встают в технологические линии по переработке любых рудных и нерудных материалов с влажностью менее 6%. В состав линии входят вибрационный питатель с колосниковой решеткой, агрегат крупного дробления, конвейер, агрегат сортировки, установка среднего дробления и собственно дробилка «Титан». Линия позволяет перерабатывать горную массу крупностью до 680 мм и обеспечивает производительность до 200 т/ч. В качестве конечного продукта на ней получают первичные отходы горной массы с фракциями до 10 мм, искусственный песок (до 5 мм) и кубовидный щебень разных размеров: 5–10, 10–20 и 20–40 мм. Применение дробилок «Титан» позволяет начинать сухое обогащение руд на стадии дробления. При этом, как показывает практика, благодаря меньшему шламообразованию значительно увеличивается извлечение полезных компонентов в концентрат. Кроме того, при грубом помоле повышается селективность раскрытия зерен, что само по себе улучшает дальнейшее обогащение породы. Карьерная техника Как можно экономически выгодно добывать минеральное сырье, если бурильные или взрывные работы в тех или иных условиях месторождений невозможны либо опасны? Ответ прост. Незаменимыми в этом случае являются карьерные экскаваторы, которые измельчают и грузят практически все виды горных пород. Такую технику интересно не просто посмотреть, но и, как говорится, пощупать. Еще лучше — на практике убедиться в ее возможностях. Но трудно себе представить даже в масштабах площадей «Крокус Экспо» выставочную экспозицию, на которой демонстрировали бы настоящий образец современного карьерного экскаватора — его размеры и особенности конструкции просто не позволяют этого сделать. Тем более, если такой экскаватор собран на Красноярском заводе тяжелого машиностроения — где Красноярск, а где Москва! Поэтому делегация этого многопрофильного предприятия представила на своем стенде лишь макет новой машины — экскаватора серии КТМ. Он разработан в собственном КБ завода и запущен в производство в нынешнем году, что само по себе уже является значительным событием на рынке карьерной техники. Как пояснили специалисты завода, главной особенностью нового экскаватора является то, что заложенные в его конструкцию инженерные решения, по сути, ломают сложившуюся классификацию горных экскаваторов на канатные и гид-­равлические. КТМ представляет собой принципиально иной класс машин — за счет оснащения приводом «механический толкатель», который обеспечивает механизацию гусеничных тележек его универсальной платформы. В серии таких машин оптимально соединены преимущества гидрав­лической и канатной техники и устранены практически все известные недостатки, выявленные на практике у существующих моделей. Кроме того, в рамках программы по производству экскаваторов серии КТМ на предприятии разработаны технические проекты, обеспечивающие выпуск новых видов комплектующих деталей, узлов и механизмов. Следует отметить, что ремонт и модернизация экскаваторной техники, изготовленной красноярским заводом, а также другими машиностроительными комплексами — это еще одно направление деятельности предприятия. По программе модернизации выпущенных ранее карьерных экскаваторов ЭКГ-12,5 и ЭКГ-15 завод осуществляет замену эксплуатируемых сегодня рядных лебедок подъема усовершенствованными диф­ференциально-планетарными механизмами. Они могут устанавливаться на те же посадочные места, что и старые, и работают от штатного электрооборудования экскаватора. Модернизированная лебедка уком­п­лектована циркуляционной маслостанцией с системой очистки и диагностики маслосистемы. Значи­тель­ная разница в ее эксплуатационном ресурсе в сравнении с рядными конструкциями позволяет существенно снизить расходы на обслуживание и ремонт машин, уменьшив соответственно время простоя. Монтаж и демонтаж лебедки подъема специалисты завода проводят в кратчайшие сроки без снятия электродвигателей, так же, как и замену электродвигателей без снятия лебедки. В прошлом году на красноярском заводе была освоена новая технология производства крановых барабанов, используемых на выпускаемых карьерных экскаваторах и в мостовых кранах, изготавливаемых рядом российских предприятий. В технологии применены методы горячей штампов­ки толстого листа с последующей сваркой, качество которой контролируется ультразвуковой де­фектоскопией, а также термической и механической обработкой. При замене устаревших барабанов новыми есть возможность выбрать изделия в широком диапазоне диаметров (от 300 до 1200 мм) и толщины (20–100 мм). Кроме того, барабаны могут быть изготовлены из высокоуглеродистых сталей с последующим упрочнением ручьев токами высокой частоты. Продукцию ведущих европейских, в частности, германских, производителей, адресованную горнодобывающей отрасли, поставляет на российский рынок ООО «Виртген-Интер­националь-Сервис» (г. Мос­ква). Ли­нейка предлагаемой техники включает самоходные щековые дробилки «Мобикат» на гусеничном ходу и переносные роторные дробилки «Мобирекс» компании Kleemann, гидравлические экскаваторы CASE, карьерные машины Wirtgen. Корпорация Wirtgen для эффективной разработки массивов горных пород создала универсальную мо­дель карьерного комбайна 2500 SM. С особенностями этой технической новинки можно было детально ознакомиться на стенде представителей производителя. Комбайн используется как добычная машина, применяющая метод фрезерования массивов, или в комбинации с традиционной техникой, обеспечивая возможность селективной разработки. При этом месторождения могут разрабатываться до краевых зон. Комбайн оснащен массивными гусеничными тележками, износостойкими резцами и высокопроизводительным конвейером. В зависимости от условий работы конвейер осуществляет прямую загрузку породы в самосвал, отсыпку в штабель при повороте транспортера в сторону или ее укладку «в валки» за комбай- ном. В конструкции предусмотрена надежная система орошения резцов (охлаждения при фрезеровании), а также современная электронная схема нивелирования, гарантирующая точную глубину нареза массива. Конструкция 2500 SM позволяет менять характеристики комбайна в соответствии с изменяющимися условиями работы и прочностью фрезеруемой породы. Для разработки массивов комплекс применяется в его базовом исполнении, при котором разрабатываются породы средней и мягкой крепости с пределом на сжатие 80–120 МПа. При трассировании и скальных работах с более твердыми породами, например, при добыче жесткого известняка либо гранита сжатием до 260 МПа в комбайне используются более прочные, специально созданные компоненты. Транспортное обеспечение горнодобычи Разработка любого месторождения и получение рудной массы — лишь одно из звеньев добычи минеральных и других сырьевых ресурсов. Важной составляющей всего производственного цикла является транспортное обеспечение добычи. Этот раздел выставки был очень разнообразен как по представительству, так и по предложениям, которые выдвинули ее участники. Так, перевозку и экспедирование тяжеловесных и негабаритных грузов предлагает промышленникам ООО «ТИС Групп» (г. Санкт-Петербург), объединяющее ряд компаний, специализирующихся на оказании транспортно-экспедиционных услуг. «ТИС Групп» осуществляет до­ставку техники, материалов и других грузов с использованием всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, авиационного и морского. Конечно, на такой «упряжке», какая служила своего рода украшением стенда перевозчиков, руду и минералы, не говоря уже о тяжелом оборудовании для горных работ, далеко не увезешь. Как сама техника, в первую очередь автомобильная, так и ее оснащение в целях перевозки рудных материалов и горнорудных машин, должны быть рассчитаны на высокую грузоподъемность и проходимость. И в этом случае без продукции известного производителя радиальных шин ОАО «Белшина» (г. Бобруйск, Бе­ларусь) просто не обойтись. Пред­ставители предприятия демонстрировали в Москве практически полную коллекцию выпускаемых европейским гигантом автомобильных шин для большегрузов различного назначения — карьерных самосвалов, сцепных автопоездов, погрузчиков, вездеходов. Были и сами вездеходы. И не простые, а вездеходы-амфибии Argo и Centaur, выпускаемые канадской компанией Ontario Drive & Gear Ltd. Чтобы продемонстрировать гостям выставки универсальные возможности машин этого класса, на них в буквальном смысле слова приехали в «Крокус Экспо» представители эксклюзивного дистрибьютора компании ООО «Вездеходы “Арго”» (г. Мос­ква). Круг применения таких вездеходов с тяговым усилием до 818 кгс, в зависимости от комплектации и оснащения соответствующим оборудованием, чрезвычайно широк. Вне­дорожники успешно используются для доставки вахтенных бригад (до шести-восьми человек) и небольших грузов (520 кг) на буровые установки и промплощадки разрабатываемых месторождений. Машины великолепно подходят для переброски специалистов на аварийные участки трубопроводных систем в любое время года по любой местности, поскольку одновременно являются вездеходом, снегоходом, лодкой и даже трактором. Настоящей находкой канадские вездеходы станут для служб спасения, МЧС, пожарных и охранных подразделений. Кроме того, их можно использовать и в личных целях — для охоты, рыбалки, походов и путешествий. При всем многообразии предложений в сфере транспортного обеспечения горнодобытчиков, специалистов отрасли в большей степени интересовала так называемая первичная транспортировка добываемой руды и перерабатываемых горных пород. А конкретнее — современные конвейерные системы. От них зависит производительность добычи на местах, возможности совмещения рабочих операций, специфика по­грузки материалов и ряд других показателей. Такую продукцию представлял в столице Курганский машиностроительный завод конвейерного оборудования (ЗАО «КМЗКО», г. Курган). Здесь выпускается широкая номенклатура ленточных, ленточно-цепных и пластинчатых конвейеров, ленточных питателей, скребковых цепных транспортеров и ряд других групп техники. Вниманию гостей выставки заводчане представили, в частности, один из образцов винтовых конвейе­ров типа КВ. Агрегаты предназначены для транспортирования в горизонтальном и наклонном (до 20°) положении неабразивных и абразивных насыпных кусковых, порошкообразных и даже пылевидных грузов объемной массой до 3,5 т/м3 при температуре до 150 °C. Конвейер состоит из неподвижного желоба, сверху закрытого крышкой, и приводного вала с укрепленными на нем витками транс­портирующего винта. Установка оснащена промежуточной и концевыми опорами, приводом, загрузочным и разгрузочным патрубками. Для работ, связанных с вертикальной транспортировкой кусковых и порошкообразных химически не­-агрессивных материалов насыпной плотностью до 2,5 т/м3 и температурой менее 60 °C, предприятие постав­ляет ленточные ковшовые элеваторы нескольких типов — ЛГ, ЛМ и ЛО соответственно с глубокими, мелкими и остроугольными сомкнутыми ковшами. Элеваторы могут применяться в строительстве, в горнодобывающей, металлургической, химической и других отраслях промышленности. На заводе их обычно комплектуют лентой общего назначения. Для транспортирования материалов в условиях высоких (от 60 до 150 °C) рабочих температур производители оснащают установку специальной теплостойкой лентой. Евгений Каршилов, фото автора