Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Настоящее и будущее российской ПВХ-индустрии Поливинилхлорид (ПВХ) является продуктом переработки минерального и органического сырья, а имен­но??— поваренной соли и нефти. Первый промышленный комплекс по выпуску винилхлорида и поливинил­хлорида (ВХ и ПВХ) был построен немецкой фирмой BASF в 1929 г. А??уже в 1931 г. подобный комплекс был сдан в эксплуатацию и в США. В 1970–1990-х гг. среднегодовые темпы прироста ПВХ-мощностей достигали 15–20% в год. Но на рубеже веков потребление этого материала заметно снизилось. В 2006 г. мировые работающие мощности по??производству ПВХ насчитывали около 40 млн т, тогда как глобальное потребление составило всего лишь 33 млн т. Около 45% всего производимого в мире ПВХ потребляется в Азии, прежде всего в Китае (9 млн т, или 27% общемирового потребления). Доли Северной Америки и Европы последние годы остаются относительно стабильными — 21–22% (7 млн т). В минувшем 2008 г. общемировой объем выпуска ПВХ достиг 38 млн т. Причем на рынке полимеров вновь наметилась тенденция к увеличению спроса на этот продукт. Эксперты объясняют подобное обстоятельство несколькими факторами. Во-первых, ПВХ — самый дешевый из всех крупно­тоннажных полимеров. На его изготовление расходуется лишь 4% добываемой в мире нефти. А без­-альтернативность применения во мно­гих отраслях промышленности каустической соды и необходимость утилизации значительных объемов хло­ра делают поливинилхлорид значимым элементом в структуре переработки побочных продуктов для многих отраслей. Из ежегодно производимых 50 млн т хлора более 40% идет на выпуск ПВХ. Кроме того, энергоемкость его произ­водства на треть меньше, чем у полиолефинов, и соответственно меньше выбросы угарного газа. Вторым важным фактором, по­влиявшим на возобновление спроса на ПВХ, стал бурный рост в докризисный период экономик развивающихся стран, прежде всего, в Вос­точной Европе включая Россию и Юго-Восточной Азии включая Китай и Индию. Рынок ПВХ в докризисный период В СССР первая полупромышленная установка по получению винил­-хлорида была запущена в 1936 г. В дальнейшем развитие производства соотносилось с технологическими тенденциями, господствовавшими в США и Западной Европе. В 1950–1960-х гг. преобладали процессы, основанные на щелочном омылении дихлорэтана и гидрохлорировании ацетилена. А с середины 1970-х гг. был запущен ряд производств винилхлорида по сбалансированной схеме на основе этилена. В настоящее время около 70% российского винилхлорида выпус­кается на основе этилена и до 30%?— по устаревшей ацетиленовой технологии, для которой характерны малые мощности и неудовлетворительные экологические показатели. Подавляющая часть (99,6%) выпускаемого в стране винилхлорида идет на производство ПВХ и сополимеров винилхлорида, 0,4% расходуется на производство винилиденхлорида. Из всего производимого в России ПВХ 92,9% получают методом суспензионной полимеризации (ПВХ-С), 7% путем эмульсионной полимеризации (ПВХ-Э) и 0,1% приходится на сополимеры. Блочный и микросуспензионный ПВХ в России не выпускаются. В начале 2000-х гг. большая часть российского ПВХ шла на экспорт, однако в 2005–2007 гг. произошел резкий всплеск внутреннего спроса, что связано в первую очередь с его активным применением в произ­водстве стройматериалов и, прежде всего, оконных профилей. В прошедшем году потребление ПВХ составило около 900?тыс. т, причем до 300??тыс. т было импортировано, несмотря на некоторое снижение выпуска внутри страны (см. рис. 2). Стремительный рост импорта объясняется тем, что мощности российских производителей оказались перегружены и цены на внутреннем рынке взлетели выше мировых. В настоящее время в России поливинилхлорид производят семь компаний (см. рис. 1). Самой крупной из них является ОАО «Саянск­химпласт» (Иркутская обл.), его доля в общем объеме российского производства достигла в 2006 г. 42% (240??тыс. т/год). Кроме ПВХ, предприятие выпускает 10,1% каустичес­кой соды и 8,1% кабельных пласти­катов. Второе место занимает ЗАО?«Каустик» (Республика Башкор­то­стан), доля которого на рынке составляет 28%, мощность — 160?тыс. т/год. На третьем месте идет ОАО «Пласткард» (г. Волгоград) с долей рынка в 13%. При проектной мощности 60 тыс. т/год предприятие выпустило в 2005 г. 78 тыс. т ПВХ. Суспензионный ПВХ в России выпускают пять компаний, и лиде­ры все те же: на долю ОАО «Са­янскхимпласт», ЗАО «Каустик» и ОАО?«Пласт­кард» приходится около 90% российского производства ПВХ-С. Мощностями по выпуску эмульсионного ПВХ располагают ОАО?«Хим­пром» (г. Волгоград) и ООО???«Усольехимпром» (Иркут­ская обл.). Лишь одно предприятие в стране способно производить и суспензионный, и эмульсионный поливинилхлорид — это ОАО «НАК »Азот»» (Тульская обл.). В 2006 г. средняя загрузка мощностей по выпуску суспензионного ПВХ составляла 99,8%. В связи с критической перегруженностью су­ществующих мощностей многие компании вынашивали планы по модернизации и расширению произ­водства. Так, ОАО «Сибур Холдинг» (г.?Санкт-Петербург) совместно с фирмой Solvin, созданной бельгийской группой Solvay и немецким производителем BASF, планировали построить «с нуля» в?Нижегородской области комплекс ВХ–ПВХ мощностью 330 тыс. т/год. Начать строительство предполагалось в 2008 г., ввести производство в эксплуатацию — в 2009?г. Однако в настоящий момент все эти планы отложены в долгий ящик. Диверсификация спроса Согласно данным Министерства экономического развития РФ, в 2008??г. в России было выпущено немногим меньше 580 тыс. т смол ПВХ и сополимеров винилхлорида. Как можно заключить из данных рис. 2, пик производства ПВХ-смол и сополимеров винилхлорида пришелся на 2006 г. Увеличение по отношению к объемам выпуска 2005 г. составило 2,1%. В 2007 г. произошло снижение на 0,9% по отношению к 2006 г., продолжившееся и в 2008 г. (1,4% к уровню 2007 г.). Постепенное снижение производства в 2007–2008 гг. было обусловлено не столько кризисом, сколько перегруженностью и критическим состоянием большинства российских ПВХ-мощностей, а также ростом цен на внутреннем рынке. В январе–мае 2009 г. выпуск поливинилхлоридной смолы и сополимеров винилхлорида сократился на 17,8%, и этот резкий спад эксперты уже напрямую связывают со схлопыванием строительного рынка. Ситуация, складывающаяся в настоящий момент на российском рынке ПВХ, не внушает оптимизма. И причиной тому чрезмерная зависимость от переживающей непростые времена строительной отрасли. Более 62% от потребляемого в стране ПВХ идет на производство профильно-погонажных изделий, из них 30% используется для выпуска оконных профилей, 11% — облицовочных панелей, 10% — подоконников, 5% — сайдинга и 6% — прочих видов профиля. В то же время использование ПВХ в производстве кабеля, линолеума и обуви за последние пять лет сократилось на 15, 7 и 1% соответственно. Между тем, в мире на выпуск профилей расходуется лишь 18% ПВХ. А??в абсолютных лидерах значится изготовление труб и фитингов (39% общемирового потребления). В Рос­сии доля труб занимает лишь 3% в переработке ПВХ. Учитывая плачевное состояние отечественных коммунальных систем, специалисты полагают, что именно наращивание производства труб для водоснабжения, канализации и стоков могло бы стать отличным шансом для вывода российской ПВХ-индустрии из кризиса. Марина Народовая, по материалам сайтов www.economy.gov.ru и?www.plastinfo.ru