Еженедельник "Снабженец"
http://www.snab.ru

Полная версия этой статьи в формате PDF:
СКАЧАТЬ

Пластиковые окна: проблемы и гарантии Вы установили пластиковое окно, но через некоторое время заметили, что от него сквозит или плохо стала закрываться створка, а, может быть, профиль потерял свой вид. Не торопитесь прикидывать расходы на ре­монт. Ведь, согласно положениям Фе­дерального закона № 2300-1 «О за­щите прав потребителей», если какие-либо недостатки конструкции или ее монтажа обнаруживаются в течение гарантийного срока, покупатель вправе потребовать их устранения или возмещения затрат на исправление. В крайнем случае, ему могут даже изготовить и установить такое же окно. «Действительно, — комментирует адвокат Алина Домкина, — если покупатель, установивший дома плас­тиковые окна, столкнулся с проб­лемами в процессе их использования, то ему следует, прежде всего, опираться на положения Закона «О за­щите прав потребителей» (ЗПП). В частности, согласно ст. 5, на товары может устанавливаться гарантийный срок. Это период, когда покупатель имеет право предъявить претензии по поводу даже «несущественных» недостатков. При этом гарантийный срок определяется са­мим продавцом и должен быть указан в договоре. Но порой продавец не устанавливает срок гарантии или определяет для нее минимальные сроки. В этом случае необходимо указать ему на ст. 4 ЗПП. Согласно ей, товар должен полностью отвечать обязательным требованиям, предусмотренным за­ко­­нами. На сегодняшний день (пока не вступят в силу технические регламенты) такие требования содержатся в соответствующих ГОСТах, которые должны применять производители при разработке и изготовлении своих продуктов. Ими же необходимо руководствоваться при установлении гарантийного срока». Нет — сквозняку! Частая проблема, с которой обращаются покупатели на «горячую линию» производителей окон, — неплотное прилегание створки к раме, из-за чего в образовавшуюся щель проникает воздух. Причиной сквозняка может стать фурнитура. Если она «разбалтывается», то перестает надежно прижимать створки к раме. Это случается гораздо чаще, если после установки покупатель не осуществляет необходимый уход за фурнитурой. (Раз в год нужно обрабатывать подвижные части механизмов специальным смазочным средством.) Однако регулировка может понадобиться, даже если вы периодически проводите такие процедуры. Следует учесть, что, согласно ГОСТ 30777-2001 «Устройства поворотные, откидные и поворотно-откидные для оконных и балконных дверных блоков», гарантийный срок на фур­нитуру составляет не менее 36 мес. со дня передачи изделия потребителю. Если в течение этого времени изделие выходит из строя, фирма-установщик обязана отремонтировать его за свой счет. «Герметичность притвора створок может быть нарушена, если при монтаже оконных конструкций не были выполнены требования ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей», — поясняет Рафик Алекперов, руководитель отдела по работе с клиентами Группы компаний «Проплекс», крупнейшего российского производителя оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям. — В данном стандарте определяется, что в зависимости от вида открывания створок рекомендуется установка дополнительных дистанционных подкладок в местах запирания. Они обеспечивают более плотное прилегание створки». Если выяснится, что проблема возникла из-за указанного недостатка, производитель обязан будет устранить его или заменить окно. Другой причиной сквозняков может стать уплотнительная резина, которая со временем теряет свои свойства. Ей также необходим уход в процессе эксплуатации — периодическая смазка. Если, несмотря на превентивные меры, в течение га­рантийного срока, действующего на сами окна (согласно ГОСТ 30674-99, он составляет не менее 3 лет со дня отгрузки изделий изготовителем), уплотнитель растрескался, то следует обратиться к изготовителю с прось­бой его заменить. Если дует от откоса Одной из самых частых причин продувания по периметру самого окна является нарушение герметичности монтажного шва. По словам Александра Ляпина, директора строительной компании «Союз», несоблюдение технологии нередко приводит к тому, что через 2–3 года монтажная пена разрушается. Под откосы проникает влага, они покрываются плесенью. Межоконные за­-зоры увеличиваются, появляются сквозняки. Единственная причина всех этих негативных последствий — полное отсутствие материалов, герметизирующих шов. Дело в том, что до сих пор многие компании заполняют пространство между рамой и стеной исключительно пеной. «В процессе эксплуатации окна со стороны помещения в нее постепенно впитывается вла­га. Одновременно снаружи шов подвергается сильным климатическим воздействиям, что приводит к разрушению», — говорит Яна Журавле­ва, заместитель директора по развитию производственной компании «ИНЕС». Впервые эта проблема была решена в Германии, где создали технологию энергоэффективного монтажного шва, состоящего из трех слоев: наружного — водоизоляционного и паропроницаемого, среднего — теплозвукоизоляционного и внутреннего — пароизоляционного. Позже эти стандарты пришли и в Россию. Так, ГОСТ 30674-99 рекомендует соблюдать условия монтажа, при которых заделка монтажных зазоров по всему периметру окна должна быть плотной, герметичной. Для заполнения монтажных зазоров применяют силиконовые герметики, предварительно сжатые уплотнительные ленты ПСУЛ (компрес­сионные ленты), изолирующие пенополиуретановые шнуры, пеноутеплители, минеральную вату и другие материалы, имеющие гигиеническое заключение и обеспечивающие требуемые эксплуатационные показатели швов. Кроме того, с 2008 г. в стране был введен в действие ГОСТ Р 52749-2007 «Швы монтажные оконные с паропроницаемыми саморасширяющимися лентами» (ПСУЛ). «Именно этим стандартом мы рекомендуем пользоваться нашим партнерам при установке оконных систем из нашего ПВХ-профиля», — рассказывает Р. Алекперов. Согласно ГОСТ Р 52749-2007, гарантийный срок монтажного шва, выполненного по стандарту, должен составлять не менее 5 лет со дня подписания акта сдачи-приемки. В течение этого времени при возникновении любых проблем со швом потребитель может предъявить претензию установщикам. В качестве альтернативного способа изоляции шва вместо ПСУЛ допускается использование специальных герметиков. С их помощью также создается наружный водоизоляционный, паропроницаемый слой, защищающий утеплитель. Запотевание: норма или брак? Возникновение конденсата — проблема, на которую чаще других жалуются владельцы пластиковых окон. Но, как правило, причиной та­кого явления становится не брак, а высокая герметичность конструкции. Дело в том, что в воздухе по­ме­щения всегда содержатся водяные пары, образующиеся в результате приготовления пищи, дыхания человека и иных причин. Установив новые герметичные окна, люди, тем самым, перекрывают выход влаги на улицу. Письмом Госстроя России от 21.03.2002 № 9-28/200 подтверждается, что выпадение конденсата на поверхности стеклопакета внутри помещения — допустимое яв­-ление. Решить эту проблему можно путем проветривания помещения. «Чтобы ваша комната была постоянно наполнена свежим воздухом*, стоит установить устройство микрощелевого проветривания или гигрорегулируемый клапан. Последний помогает контролировать расход воздуха в зависимости от уровня влажности внутри помещения», — советует Р. Алекперов. По словам Я. Журавлевой, чтобы избавиться от конденсата, необходимо обратить внимание и на подоконник. Если он слишком широкий, то будет перекрывать поступление теплого воздуха от радиатора отопления к окну, в результате последнее запотевает. В этом случае нужно либо заменить подоконник, либо вынести чуть вперед батарею. Однако конденсат может быть и результатом допущенного брака, ес­ли он образуется внутри стеклопакета. В соответствии с ГОСТ 24866-99 «Стек­лопакеты клееные строительного назначения», такой недостаток следует считать значительным де­фектом, приводящим к снижению нормируемых эксплуатационных ха­рактеристик. Он говорит о том, что произошла разгерметизация стеклопакета. Причиной может быть заводской брак или механическое воздействие, на­пример, удар по стеклу. В первом случае покупатель имеет право на замену стеклопакета в течение гарантийного срока (не менее 5 лет). В поисках утраченной белизны Самые первые окна из ПВХ-профиля, появившиеся несколько десятков лет назад, часто желтели под воздействием солнечных лучей. Чтобы избежать этого явления, изготовители сегодня используют специальные светостабилизаторы — антиоксиданты, увеличивающие свето­стойкость полимеров. «Если пластик окна пожелтел, это означает, что при производстве профиля были использованы некачественные добавки, определяющие его светостойкость. Это, безусловно, повод обратиться с претензиями к изготовителю, — говорит Р. Алекперов. — Гарантийный срок, в течение которого конструкции не должны менять свои характеристики, согласно ГОСТ 30673-99 «Про­фили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков», состав­ляет 5 лет». Со временем пластик может не только поменять цвет, но и стать шершавым. Скорее всего, по вине самого потребителя. Как отмечает начальник отдела по работе с физическими лицами компании «Хоум Мастер» Дмитрий Лоенко, при уходе за конструкциями нельзя применять чистящие составы на основе абразивных частиц, бензина, растворителя и кислоты. Эти вещества повреждают пластиковые поверхности, ос­тавляют царапины, в которые легко может попасть грязь. Поэтому, выбирая в магазине моющее средство, обратите внимание на то, чтобы оно было рекомендовано для пластика. Разумеется, если потребитель нарушил правила эксплуатации изделия, то претензии в отношении изменения его внешнего вида изготовитель не примет. * * * Объективно оценив справедливость своих претензий, клиент начинает искать ответ на вопрос, что же все-таки делать? По словам Алины Домкиной, при обнаружении брака покупателю необходимо известить продавца о выявленных недостатках и потребовать устранить их в определенный срок. Как поясняет специалист, желательно отправить документ письмом с уведомлением о вручении либо вручить его лично под роспись. Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, клиент, по своему выбору, вправе потребовать замены товара, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление. Можно также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Как правило, первым ответным шагом со стороны фирмы-изготовителя становится выезд мастера, который оценивает недостатки и определяет пути их устранения. «Компания может предложить провести экспертизу — соглашайтесь. Возможно, ее результаты не подтвердят вину продавца, в таком случае вы можете оспорить их с помощью другой независимой экспертизы, — отмечает А. Домкина. — Если в положенный срок изготовитель не устранил брак, то покупатель вправе сделать это самостоятельно за свой счет, а затем выставить счет продавцу на компенсацию понесенных расходов». В том случае, когда уладить проблему непосредственно с фирмой-изготовителем окна не удается, спор решается в судебном порядке. Суд, чаще всего, принимает существующие ГОСТы как обязательные документы, которые должны соблюдать строительно-монтажные организации. А поскольку, к сожалению, требования стандартов редко бывают четко выполнены в процессе изготовления и монтажа, то дело, как правило, решается в пользу потребителя. Помочь клиенту в оформлении иска и проконсультировать его по всем возникающим вопросам могут как юристы, так и местные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Их адреса и телефоны приведе­- ны на официальном сайте Об­щества защиты прав потребителей http://ozpp.ru/consumer/apply. Анастасия Тюленева, по материалам пресс-службы Группы компаний «Проплекс»